Михаил Цыганов (m_tsyganov) wrote,
Михаил Цыганов
m_tsyganov

Categories:

Балийская свадьба-2: О КАСТАХ, ИМЕНАХ И ДЕТЯХ

m_tsyganov: mybali завершает начатый ЗДЕСЬ рассказ о балийской свадьбе - и не только:
- А сколько детей в балийской семье в среднем?
- Раньше было шесть-восемь: моя мать, например, седьмой ребенок в семье. В настоящее время - все меньше: два-три в зависимости от места, где живет семья (в глубинке больше, в Денпасаре и Куте меньше). Но часто стремятся добрать полный набор.


- Что это значит «полный набор»? – я в недоумении.
- У нас на Бали всего четыре имени существуют, причем одинаковые для мальчиков и девочек: Ваян, Маде, Ньоман, Кетут, что значит буквально "первый", "второй" и т.д. по порядку рождаемости. А пятого ребенка снова называют Ваян. Чтобы различить пол, у мальчиков в начале имени добавляется слово "И", у девочек "Ни" (для низшей варны - см. ниже)
- То есть я как первый ребенок в семье была бы "Ни Ваян Бадакова"? Как просто… «Эй, Первый, пойдем в кино! Нет, Второй, я лучше в чате посижу». Подожди, но тебя же зовут Джун-Джун?
- Верно! Сначала идет указание на касту, потом имя по порядку рождения, потом обычное (назывное имя), а затем "фамилия" по отцу. Вот я, например, "Ни Ваян Джун-Джун Саскара". Но в кругу друзей и родных мы часто зовём друг друга просто Ваян или Кетут. Ты можешь звать меня Ваян или Джун-Джун - как тебе удобнее.




[m_tsyganov: Ну вот - давно собирался, а сейчас уже придется… Итак:
На menak = triwangsa ("три народа" - индон. bangsa) - три высшие касты (а точнее, варны): священников-браминов, воинов и правителей кшатриев и ремесленников и чиновников вайшья сейчас приходится, по разным оценкам, всего 3-7 процентов от всего населения Бали. Создание системы каст в XVI веке приписывается НИРАРТХЕ (также см. индекс в конце), а вовсе не МПУ КУТУРАНУ, как по невежеству полагает LONELY PLANET, явно путающая этих двух действительно великих деятелей, которых разделяет, однако, целых полтысячелетия.
Имена браминов: Ida Bagus (муж.); Ida Ayu = Dayu (жен.) (Эти имена значащие, и, другими словами, мужчины у браминов "отличные", а женщины - "красивые").
Имена кшатриев (различны в различных княжествах): Cokorda (Gede), старое написание, сохранившееся во многих именах: Tjokorda; Gusti Agung; Anak Agung; Dewa (Agung) - муж.; Desak, Dewa Ayu и Anak Agung Istri - жен. На востоке часто - Jelantik. Еще часто: Raka, Oka, Rai, Anom, Ngurah. Примечание - имена Dewa и Desak обычно указывают на кшатриев более низкого ранга по сравнению с остальными.
Имена вайшьев: Gusti (БЕЗ следующего за ним Agung), у женщин - иногда тоже Desak.
Расчет на "первый-четвертый" иногда встречается и у высших каст (пожалуй, за исключением браминов и более знатных кшатриев), но уже в таком варианте: 1. Putu или Gede; 2. Nengah или Kadek; 3. Komang или снова Nengah; 4. Ketut
Приставка-индикатор пола I (муж.) и Ni (жен.) однозначно указывает на принадлежность к шудрам (на Бали их обычно называют jaba).
Систему окончательно запутывает не только наличие еще и клановых имен (о них как-нибудь отдельно), и то, что она может существенно различаться в разных районах Бали, но и то, что имена родителей могут меняться с рождением каждого ребенка (кстати, специалисты считают, что подобная самоидентификация с потомками, а не предками характерна для обществ, более ориентированных на будущее, нежели на прошлое)]
Upd 24.01.19:
Ещё об именах

Время проходит за разговорами, и я понимаю, что действа на празднике не будет. Так свадьба и течет своим чередом. Люди просто приходят поздравить, поговорить между собой и пожать руку молодоженам. Собственно церемония совершалась утром.
Обычно она длится часа три-четыре: священник проводит множество обрядов (о подробностях которых расскажу вам позже).




А пока подчеркну, что брак заключают священники. Нет, точнее, брак благословляют боги, а священники проводят надлежащие обряды. Государственных регистраций, как в европейской традиции здесь нет [m_tsyganov: точнее, сделанная священником в книгу банджара запись признается государством в качестве и "светского" брака тоже]. Да и в книгу регистрации записывают смешно, буквально "на коленке", потому что главный свидетель – это сам священник.




Молодожены одеты в традиционные наряды.
Я разглядываю молодую пару с восторгом. Они похожи на сказочных эльфов. Яркие традиционные костюмы, макияж, как маска, причем для мужчины тоже, украшения.


- А балийцы всегда в традиционных одеждах на церемонии свадьбы, или бывает распространённый вариант «белое платье – черный костюм»? - спрашиваю я.
- Да, всегда в традиционном – с гордостью отвечает Джун-Джун.
Я внимательно присматриваюсь: у девушки верх затянут так туго. Верхняя часть наряда – это просто восемь метров ленты, что плотно обвивает тело десяток и больше раз. Витки лента не фиксируются никак. То есть, при движении она может «художественно» сползти, если не обладать навыком. Я сама пробовала, и могу сказать, что это - искусство ходить, замотанной в такую ленту (а тем более - танцевать). А дальше саронг и многие его праздничные вариации из ткани ПРАДА, что еще прибавляет метров шесть ткани. Всю эту феерию красок дополняет собираемая обычно прямо в прическе из множества ОТДЕЛЬНЫХ УКРАШЕНИЙ "корона" весом иногда в несколько килограммов и украшения на поясе, руках, шее.
Сейчас был уже поздний вечер, и роскошно одетая пара выглядела прилично уставшей. Конечно, поноси такие короны полдня на голове.


В любом случае они напоминали мне эльфов. Молодой мужчина в саронге с семейным КРИСом за поясом.




В ушах у мужчины украшение в виде крыльев пегаса.


У девушки увесистые серьги сверкающие сквозь прическу из невероятной копны черных волос (часто накладной). Все это делает ее похожей на нимфу-ДЕДАРИ.

Когда религиозная церемония заканчивается, молодая пара просто общается с гостями остаток дня. А вечером могут устроить танцы. Но это не диско: приглашают танцоров, они прямо на улице перед домом танцуют традиционные танцы, с ТАКСУ в сердце.
На свадьбе никто не пьет. Едят, но не за пышно накрытым столом: в дальнем помещении поставлены восемь блюд, и гости берут по плетеной корзиночке с листом банана (тарелка) и накладывают угощения.
Меня больше привлекает не еда на подносах, а статуи что украшают бале-агунг (главное помещение-навес традиционного балийского дома, где сейчас и сидят молодожены. Вот вам одно фото, чтобы разыгралось любопытство, а что это такое, я расскажу позже…


(Фото, что, я показывала, были собраны с нескольких свадеб и фотосессии, где я случайно оказалась. Так что это не значит, что на празднике несколько невест и женихов :-)


ИНДЕКС упоминаний о НИРАРТХЕ:
Танах-Лот

Улувату
Пура Панти Тимбра в Клункунге;

Tags: bali, law, religion, нас-радует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments