Михаил Цыганов (m_tsyganov) wrote,
Михаил Цыганов
m_tsyganov

Categories:

СЛОВО О МЕТАЛЛАХ от ИРВАНА ХОЛМСА (в гостях-7)

Этим постом завершаю (НАЧАЛО) серию поздравлений с 70-летием бапака ИРВАНа, призванную благодаря написанным им текстам стать минисправочником по использующимся в индонезийской ЮВЕЛИРКЕ материалам.
Ирван и металлы

Итак, слово самому бапаку…
Ирван и металлы




"Серебро – серовато-белый металл, крайне популярный во всем мире. В чистом виде немного мягковато, легко гнется и получает повреждения (царапины), хотя такое серебро и используется для изготовления очень тонких и сложных изделий. На данный момент самый популярный вид серебра, использующийся в мировом масштабе, это серебро 925 пробы (sterling silver): 92,5% серебра и 7,5% медного сплава. Такой сплав заметно тверже, и его гораздо сложнее согнуть или поцарапать.
«Монетное серебро» включает в себя 80% серебра, и этот сплав очень популярен в странах Скандинавии. Металл из такого сплава выглядит несколько более серым, но он намного тверже - что и является главным мотивом для его выбора.
Несмотря на то, что за последние серебро стало в три раза дороже, его все еще можно купить по приемлемой цене, и оно остается металлом, с которым мы предпочитаем работать.
Ирван и металлы
Разумеется, главным металлом, востребованным ювелирами, было и остается золото, но сейчас его стоимость огромна. Чистое золото (24 карата) также очень мягкое, оно легко гнется и покрывается царапинами. В Азии до сих пор используется 22-каратное золото (в сплаве 91,6% собственно золота), порой, скорее, для вложения денег, чем в качестве украшения или предмета искусства. 18-каратное золото наиболее популярно в Европе и постепенно становится фаворитом во всем мире. В США часто используется 14-каратное (сплав содержит 58,3%) золото, оно очень твердое и используется для мужских украшений, предназначенных для частого ношения. Восьмикаратное (всего лишь 33%) золото ранее было распространено, в основном, в Европе (прежде всего - Великобритании) и по-прежнему популярно в Австралии.
Стоимость восьмикаратного золота, конечно же, составляет всего лишь треть от цены 24-каратного – и, тем не менее, оно все же симпатично выглядит.
Цвет изделия из золота обычно (но не всегда) зависит от используемого сплава. Так, например, 18-каратное (то есть, 75-процентное) золото содержит 25% других металлов, чаще всего - серебра и/или меди. Если процент серебра в сплаве больше, то получится более бледное, с несколько зеленоватым оттенком золото, больше меди – оно становится красноватым. Но в любом случае на золото можно нанести покрытие любого другого цвета. Часто на восьмикаратное золото наносят покрытие из 18-каратного, чтобы золото стало более «золотистым» – что и подводит нас к теме белого золота.
Является ли "белое золото" (металл белого цвета) настоящим золотом? Да. Все дело в том, что для получения такого цвета его сплавили с никелем и/или палладием и/или серебром. На самом деле, оно имеет бледно-желтый цвет, но затем изделие покрывают слоем родия (металл платиновой группы) чтобы добиться окончательного отбеливания. К сожалению, со временем родиевое покрытие стирается, и изделие перестает быть чисто белым.
Потому-то мы и предпочитаем теперь пользоваться палладием. Палладий – белый металл, также относящийся к платиновой группе. С ним легче работать, и он дешевле платины (и, конечно же, дешевле золота), но при этом не окисляется так, как серебро (соответственно, палладий намного дороже).
В прошлом палладий чаще всего использовался в сплаве с золотом для создания белого золота. Однако сейчас новой тенденцией в ювелирном деле является полная замена такого золота палладием. Он всегда остается белым, не окисляется и не желтеет со временем, как обыкновенное белое золото".

Техника Tatahan (repoussé - чеканка)
Ирван и металлы

"Есть много способов создать ювелирное изделие: резьба непосредственно по куску металла, скручивание и паяние проволоки, сварка различных элементов для создания большей формы и многочисленные недавние добавления в ювелирное искусство с применением таких современных технологий, как прессование, обшивка и другие.
Ирван и металлы

Одна из наиболее древних техник – repoussé, широко известная в древних Египте, Греции и Риме; много ее удивительных примеров хранится в величайших музеях мира. Тем не менее, это техника настолько утомительна и требует столько времени, что крайне редко применяется в настоящее время – она фактически исчезла.

Ирван и металлы
Старая балийская чеканка

Ирван и металлы
Комбинация старой балийской чеканки (верхний ободок) и гравировки

Тем не менее, на Яве, где терпение все еще остается одной из главных добродетелей, и где стремление к материальной выгоде еще не окончательно стало смыслом жизни, все еще применяется эта техника, которая по-индонезийски зовется “tukang tatahan”. Ирван Холмс в своем стремлении сделать всемирно известными индонезийские драгоценные камни и ювелирные изделия решил, помимо использования традиционных международных методов, привезти этих удивительных ремесленников с Явы и предоставить им возможность работать в их традиционной технике, но с использованием новых концепций дизайна.
Сама по себе техника проста. Сначала надо выбрать металл, затем - подготовить сплав и, наконец, вручную выковывать плоскую пластину именно такой толщины, чтобы она еще позволяла работать по ней инструментами, но не настолько истончилась, чтобы они прорезали ее насквозь. Для больших форм плавление, ковка и подготовка может занимать до нескольких дней - и лишь после этого наступает черед непосредственно чеканки.
Ирван и металлы

Пластина нагревается и устанавливается на блок специально подготовленной смолы. Та должна иметь определенную консистенцию – не быть настолько хрупкой, чтобы трескаться и рассыпаться во время чеканки, но и не быть такой мягкой, чтобы металлическая пластина вертелась или сдвигалась.
При этом используются маленький молоточек и 40-50 заостренных инструментов с разными формами острия. Благодаря удивительной ловкости пальцев и запястий мастеров, острия движутся туда-сюда по обрабатываемой пластине, и тщательно проработанный рисунок медленно выбивается на поверхности.
Ирван и металлы
Мастера умеют прорезать настолько ровные линии и настолько совершенные узоры, что изделие на первый взгляд кажется изготовленным машиной или литым. Чтобы создать совершенное произведение с хорошим, глубоким рельефом, может потребоваться до 8-10 поворотов пластины - чтобы работа шла равномерно (половина времени с одной стороны и вторая половина– с другой).
После завершения процесса repoussé пластина должна быть зачищена, отшлифована и обработана песком. Затем она крепится, чтобы стать готовым украшением – браслетом, пряжкой или еще чем-то. Финальная установка включает в себя добавление основы (порой - в форме рамки), и необходимых креплений, которые припаиваются с предельной осторожностью, чтобы не повредить чеканку. Если добавляются камни, это требует еще целой серии операций для завершения произведения. Некоторые большие, мастерски изготовленные украшения могут создаваться до двух месяцев.
Ирван и металлы

Поскольку техника repoussé на Яве вымирает (молодые люди ныне предпочитают работать в сфере новых технологий или туризма), изготавливать чеканные изделия в значительных количествах уже просто невозможно. А поскольку настоящее произведение, выполненное в этой технике, содержит множество мельчайших деталей, его казалось невозможно хорошо отлить. И лишь после многолетних поисков способа отлить тонкую работу в технике repoussé, мы, наконец, нашли единственного литейщика, который, действительно, смог выполнить эту работу художественно. Так что теперь мы можем предложить вашему вниманию также и обширную и красивую коллекцию литых аналогов чеканки".

Ирван и металлы
Древняя чеканка ТОРАДЖЕЙ

Балийская техника зерни
Зернь от Ирвана
"Техника зерни при обработке золота и серебра уходит корнями в историю. В разных музеях мира можно найти множество ее образцов, особенно работы древней цивилизации этрусков. Принципы этой техники довольно просты – тонкие кусочки проволоки коротко нарезаются, а затем нагреваются один за другим. При определенной температуре кусочек золота (или серебра) размягчается и сворачивается в идеальную сферу или гранулу. Затем эти крошечные сферы впаиваются в основу (кольцо или брошь), чтобы создать эффект зернистости.
Зернь от Ирвана

Зернь от Ирвана

Но как бы ни была проста эта техника, ее применение на практике чрезвычайно трудно и утомительно. В прошлом веке она все еще использовалась ювелирами во многих районах мира, но сегодня ей уже никто не пользуется - по крайней мере, в так называемом «развитом мире», где у мастеров просто не хватает терпения и времени заниматься такой кропотливой работой.



К тому же, зернь - это одна из тех немногих техник, которые не могут быть хорошо отлиты из-за необходимости выполнять подтравливание, так что ныне выполненные в этой технике работы не встретишь практически нигде – попадаются лишь сделанные вручную, либо отлитые копии.
Зернь от Ирвана

Тем не менее, на Бали, где у мастеров все еще в достатке времени и терпения, зернь является основой для большинства работ по золоту и серебру. Таким образом, Бали превратился в Мекку для сребро- и златокузнецов всего мира, которые хотят изучить эту технику, ныне не применяющуюся больше нигде в мире".
Зернь от Ирвана
m_tsyganov: Кроме, конечно, галереи бапака Ирвана В ТАНГЕРАНГЕ (JL.Ciputat Raya No.50, tel. +62 21 7492850).

Tags: art, bali, craft, history, jakarta
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments