Михаил Цыганов (m_tsyganov) wrote,
Михаил Цыганов
m_tsyganov

Categories:

КАК УБИТЬ В СЕБЕ ЗВЕРЯ? (Балийские церемонии)

"Обряды инициации на Бали не являются празднованием достижений, как мы привыкли на Западе - когда, [например,] гордый отец вручает сыну ключи от автомобиля в качестве кульминации празднования окончания им школы… Обряды инициации - как и практически все остальное на этом острове - имеют глубокое религиозное значение: они знаменуют (сопровождаясь порой сложными церемониями очищения) трансформацию невинного и изначально богоподобного ребенка в связанного обязательствами и уязвимого взрослого". Здесь и далее цитаты - Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990


vtaysaev сегодня покажет нам один из пяти самых важных обрядов инициации балийца (panca yadnya) - церемонию подпиливания зубов (matatah = mapandes = masangih), на которую мы отправимся в семью бапака Кетута (владельца homestayKetut Place на убудской Jalan Suweta:




У Кетута четыре ребенка (полный балийский набор: Wayan, Made, Nyoman, Ketut). Первые три дочери и последний - желанный сын (балийской семье очень важно иметь сына, который и будет потом содержать престарелых родителей и родовой дом). Старшей дочери 26 лет, второй - 24, затем - 22 и 19 лет, но церемония проводилась для всех сразу, потому что это очень недешевое мероприятие:


Виновник и виновницы торжества одеты в традиционные балийские костюмы:








Благоприятный день для церемонии выбирает непременно приглашаемый "первосвященник" pedanda (лучше - на фото ниже) или храмовый священник pemangku:


При этом готовятся угощения для множества гостей, а иногда перед домом ставится такая гигантская "открытка", чтобы все знали куда идти :-).


Семья готовит очень много разных подношений для богов:




Украшаются главный вход и сам двор. Подношениями заваливается буквально вся территория вокруг bale agung (особого павильона в центре двора) – "главной комнаты" состоящего из множества построек традиционного балийского семейного дома. В нем никто не живет и используется он для проведения семейных церемоний:


Как и многие другие, эта церемония открыта для всех родственников, гостей и даже туристов:










Все выглядит очень торжественно:


Готовится много вкусняшек:


Эта пара читает священные мантры:


Приглашают музыкантов из БАНДЖАРа - целый день будет звучать ГАМЕЛАН: его звуки отпугивают темные силы и защищают территорию:


Нельзя не упомянуть танцоров, радующих танцем богов (искусство – пища богов):






Помимо танцоров были замечены местные клоуны:


Теоретически, подпиливание зубов должно проводиться в возрасте с шести до 18 лет, но поскольку эта важнейшая церемония обходится очень дорого, порой приходится копить на нее деньги и до старости, а если кто-то скончался без нее, то ее делают уже для мертвого тела - настолько она необходима.
"Балийцы верят, что индивидуальные склонности определяются тремя guna, которые зовут Triguna Sakti. Guna Satwam задает спокойствие и миролюбие и склонность к честности, мудрости, праведности и благородству; Guna Rajas предопределяет динамизм, похоть, тщеславие, склонность к насилию и возмутительному поведению; тогда как Guna Tamas делает человека пассивным и ленивым… Эти двое и порождают "шесть врагов" (sad ripu), которые приводят индивида к несчастью, скорби и страданию - как в этом, так и в следующем мире. Несколько напоминая семь смертных грехов Св. Григория, sad ripu являются, по существу, слабостями плоти: kama ("похоть"), loba ("алчность"), krodha ("гнев"), mada ("пьянство"), moha ("сумятица") и matsary a ("ревность"). Уменьшение влияния этих шести поможет индивиду вести здоровую размеренную жизнь в качестве частицы тесно сплоченных семьи и общины, и такое поведение обеспечит благоприятную реинкарнацию в будущей жизни".


В ходе церемонии подпиливают шесть клыков (выступающие клыки, в понимании балийца, - низкий, "животный" признак). Однако само подпиливание носит символический характер (порой ограничиваясь несколькими движениями напильника) - и его объем полностью зависит от желания проходящего церемонию:


Сама церемония продолжается 2-3 часа и включает множество обрядов и ритуалов. Например, на лбу завязывают цветок, как символ концентрации мысли на обещании обуздать своих демонов. Зубы подпиливают достаточно разнообразными, но довольно примитивными инструментами:
Инструменты для подпиливания зубов
(с) Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990

Инструменты для подпиливания зубов

Инструменты для подпиливания зубов

И без особой гигиены: если подвергающийся процедуре истинно готов, то боги его защитят; а если нет, то темные силы одолеют его слабую душу.
Поэтому у проходящих церемонию такие большие серьезные глаза:




Вот и сегодня подпиливают зубы совсем не подросткам: иногда это происходит прямо на свадьбе, если уж жениху и невесте не провели этот обряд заранее. Семейная жизнь – дело серьезное, там не забалуешь, поэтому обуздывать животное начало придется заранее:




Вместо эпилога: "Я сам прошел через описанную выше церемонию. Меня порой спрашивают: зачем? Я принял балийский индуизм и решил исследовать его более философские глубины. Те, кто помогали мне, особенно в министерстве по делам религий, сочли, что я (предварительно) должен быть должным образом очищен и защищен, чтобы то, что я узнаю, не повредило мне". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990
Tags: bali, religion, нас-радует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments