?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Ньепи [ИНДЕКС] знаменует собой Новый год и прибытие весны, окончание мучительного дождливого сезона, когда даже о самой земле говорят, что она болеет и страдает от жара (panas). [Балийцы] верят, что [в эти дни] Господин ада - Яма - выметает Гадес дьяволов, которые падают на Бали, тем самым делая необходимым очищение острова". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937

А вы когда-нибудь задумывались над тем, что слово "декабрь", на самом деле, означает "десятый месяц года", октябрь - "восьмой", "сентябрь" - седьмой? Т.е., наш год некогда тоже начинался в марте…
Ну, а когда, собственно, он еще мог начинаться, если подавляющее большинство наших предков было крестьянами? А когда крестьяне начинают готовиться к севу? То-то…
Балийские крестьяне

Балийские крестьяне




"День накануне ньепи - время изгнания зла. Животных приносят в жертву, а pratimas - небольшие статуэтки, которые служат обиталищем для богов и обожествляемых предков (ЕЩЕ) - несут (UPD: часто - на ВОТ ТАКИХ носилках) к священным источникам или морю для символического омовения в ходе обряда, который зовут melasti (UPD: отельная серия постов о МЕЛАСТИ).
Меласти

Меласти

Меласти
UPD 24.03.12: JG о меласти

На перекрестках деревни из сплетенных из листьев кокосовой пальмы циновок собирают большие загородки, которые наполняют подношениями для bhuta
М.Коваррубиас
(Эта иллюстрация и две ниже - рисунки МИГЕЛЯ КОВАРРУБИАСА)

…и kala
М.Коваррубиас
… - злых духов, которые так и норовят вмешаться в деятельность человека (об их царе см. ЗДЕСЬ). Вечером все - а особенно мальчишки - колотят во все, во что можно колотить, включая бочки из-под бензина, горшки и сковородки, листы металлического покрытия крыш. Вдобавок ко всему этому шуму, они еще и размахивают горящими факелами. В деревне воцаряется пандемониум: люди отпугивают злых духов криками, шумом и огнями.
Ньепи - собственно день наступления Нового года - должен быть днем молчания, молитв и медитации. Никто не может есть, пить, водить машину, курить или выходить за пределы домашнего участка. Цель этого заключается в том, чтобы каждая деревня (то есть, на деле, весь Бали) показалась покинутой злым духам - по меньшей мере, тем немногим, что еще остались после мероприятий предшествовавшего дня. Решив, что все уехали, они тоже уйдут. Эти некогда строжайшие требования в городских районах теперь соблюдаются не везде, но некоторые деревни в сельской местности соблюдают день молчания и назначают стражу, которая следит за тем, чтобы никто не нарушал запреты.
От гидов обычно слышишь и в книгах чаще всего читаешь именно это объяснение сути ньепи. Но мой pedanda и ученые индусы говорят, что шум накануне ньепи вовсе не ставит целью прогнать демонов. На самом деле, он нужен для того, чтобы разбудить их - и они смогли увидеть приготовленные для них подношения. А тишина в последующий день ставит целью не заставить bhuta и kala поверить, что все уехали, а продемонстрировать удовлетворение тем, что злые духи довольны и не станут беспокоить нас (по крайней мере, какое-то время"… Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990
Sekala & Niskala

Ну, а кто, собственно говоря, такие эти самые kala и bhuta?
"Историю рождения Batara Kala мы находим в балийском манускрипте Usana Jawa:
Шива дал жизнь созданиям, которые не знали этики и морали, ходили нагими, жили в пещерах и не имели религии. Они спаривались под деревьями, не заботились о детях и ели все, что им попадалось - прямо как звери. Это настолько рассердило Шиву, что он решил породить какого-нибудь сына, который бы уничтожил недостойные человеческие создания, и рассказал об этом намерении своей жене Уме в тот момент, когда возлежал с ней. В негодовании она отстранилась и в завязавшейся борьбе сперма Шивы упала на землю. Тогда он созвал богов и, указав на сперму, сказал им, что если она породит жизнь, то это создаст для них большие проблемы. Обеспокоенные боги начали расстреливать ее из луков, и когда в сперму попала первая стрела, она отрастила плечи; после второй появились руки и ноги; и по мере того, как они продолжали стрелять в нее, капля спермы превратилась в ужасающего великана высотой в гору, требовавшего еды, чтобы утолить свой неугасимый голод.
М.Коваррубиас
Шива назвал его Кала и отправил на землю, где каждый день он мог поедать свою порцию людей, и человеческая раса быстро сошла на нет. Обеспокоенный Вишну призвал для спасения людей Индру, и было решено цивилизовать их, направив к ним несколько богов, которые бы научили их законам жизни, сельскому хозяйству и искусствам, а также дали бы им необходимые инструменты". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937

А вот этот красавец - бута:
Бута
(Из книги):
Bali Handbook

"…обычные зловредные воздействия, которых так много в этом мире. Олицетворением этих воздействий являются bhutas и kalas, которые живут в земле и на ней - особенно на перекрестках. Они часто скорее утомительны, чем серьезно вредоносны, заставляя людей терять ценную вещь, или провоцируя семейную ссору, или же вызывая плач ребенка.
С bhutas и kalas легко справиться, размещая на земле подношения им - в то же время как другие подношения делаются более высоким, позитивным аспектам духа Божия. Практически любая балийская церемония включает себя умиротворение демонов посредством выплескивания на землю небольшого количества рисового вина или пальмового самогона и небольших подношений в треугольных контейнерах, которые называют segehans. Но иногда, когда эти негативные силы, вроде бы, начинают брать верх в равновесии сил, необходимо провести серьезную церемонию по их изнанию, которую называют caru, и которая требует размещения в устроенном на земле квадратном ограждении множества подношений". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990 (иллюстрация ниже оттуда же)
Относительно скромное чару:
Чару

"Жертвоприношения caru - за единственным скромным исключением - являются кровавыми: животное или животных необходимо убить. Однако подобное убиение животных не следует считать проявлением жестокости. Когда животное приносится в жертву, оно в достаточной степени улучшает свою карму, чтобы, возможно, возродиться на более высоком уровне. Для верующих индусов важно не тело - оно лишь оболочка. К приносимому в жертву животному всегда относятся с величайшим почтением: ему [самому] делают подношения, над ним читают мантры, прося о повышении его статуса в следующей жизни. И без этих молитв и подношений животное нельзя принести в жертву…
Самое сложное caru называют taur или tawur, что буквально означает "плата" (возможно, в том смысле, что это плата за изгнание bhutas и kalas. Caru taur - титаническое предприятие, которое совершают лишь в самых важных случаях. Один из них - ежегодная церемония taur kesangga в Бесакихе, проводимая за день до ньепи - в день новолуния девятого лунного месяца - Tilem Kesanga. [См. также предыдущие два поста об Эка Даса Рудра]". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990

NB: "Однако bhuta и kala - это санскритские слова, имеющие массу смысловых оттенков помимо простого "демоны". Bhuta означает "грубые элементы, из которых состоит тело", а также "сверъестественное существо" или "гоблин". Kala значит "время", а также - "судьба" и "богиня смерти". Суть дела здесь заключается в том, что bhutas и kalas (а балийцы, кстати, никогда не отделяют этих двоих друг от друга) являются и сверхъестественными демонами, какими их изображают на издевательских рельефах, но также и в более общем смысле темной, животной стороной человека и индусской Вселенной. В мире они олицетворяют физическое, уродливое, преходящее. В человеке они отражают жадность, страсть и голод". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990

Кала-макара над самыми старыми на Яве чанди ПЛАТО ДИЕНГ:
Кала-макара

Кала в храме Самуан Тига (Бедулу):
Кала

Кала в храме САКЕНАН Кала в храме Сакенан

Кала на инструментах ГАМЕЛАНа Кала на инструментах гамелана




P.S. Напоминаю живущим на Бали о необходимости соблюдать на протяжении 24 часов с 06.00 23 марта catur berata penyepian (четыре правила ньепи):
Amati Geni: запрет на включение света и разведение огня;
Amati Karya: запрет на все виды физического труда, за исключением необходимого для духовного очищения и обновления;
Amati Lelungan: запрет на передвижения и путешествия - все должны оставаться дома;
Amati Lelangunan: запрет на все развлечения и увеселения.

UPD 27.03.12: Что будет с нарушителями

P.P.S. А еще с этого года на Бали запрещено накануне ньепи пользоваться фейерверками и петардами… :-(

Еще о бутах: Главный и мелкий буты галунгана;

Tags:

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
pashakatz
Mar. 20th, 2012 07:32 am (UTC)
Про питарды это хороший запрет, в новый год (европейский), они изрядно утомили :)
m_tsyganov
Mar. 20th, 2012 08:17 am (UTC)
И не только утомили...
Но вот будет ли они соблюдаться? :-)
pashakatz
Mar. 20th, 2012 05:48 pm (UTC)
Re: И не только утомили...
Надеюсь :) Михаил, спасибо за статью, но честно говоря, я запутался :) Я всегда думал, что изображение Кала - это изображение Баронга. Внесите, пожалуйста, ясность :)
m_tsyganov
Mar. 20th, 2012 10:42 pm (UTC)
Боюсь, напрасно Вы так думали :-)
Кала не только не имеет никакого отношения к баронгу, но и в определенном смысле его антоним :-)
pashakatz
Mar. 21st, 2012 07:27 am (UTC)
Re: Боюсь, напрасно Вы так думали :-)
Как тогда их отличать в скульптурах и изображениях?
m_tsyganov
Mar. 21st, 2012 10:20 am (UTC)
Э-э-э, по размещению...
...(кала обычно над воротами)...
По деталям - кала чаще всего с кистями рук по обе стороны...
По общему выражению "лица" - у калы обычно намного похабнее...
Да и вообще - баронг анфас гость довольно редкий... К тому же баронгов много, и с калой можно перепутать только сингабаронга...
dewi_whisper
Mar. 20th, 2012 07:13 pm (UTC)
по Фрейду
прочитала вместо "smelly pLants" - "smelly pants", и думаю - От оно что, Буте, как и подобает демону такой категории, есть охота до грязного белья )))


Edited at 2012-03-20 07:14 pm (UTC)
m_tsyganov
Mar. 20th, 2012 10:43 pm (UTC)
Буты - они такие...
:-)
nakhernekhervam
Jun. 9th, 2012 12:41 pm (UTC)
Чару- кто кого зачем?
Михаил, а есть ли какя-то специфика в приносимых в жертву животных? Петухи, утки, свиньи? Кого режут в храме и едят, а кого-то несут резать на берег океана? Например, когда утку кидают в океан это для кого? Или от кого?
m_tsyganov
Jun. 9th, 2012 01:09 pm (UTC)
О! Глубоко копаете! :-)
На Бали вообще нельзя говорить вот так - абстрактно. Практически нет правил, которые были бы применимы ко всему острову... :-(
Всегда надо смотреть конкретно, применительно к той или иной церемонии И месту... И времени - все тот же принцип desa / kala / patra).
Это тяжело и мучительно, но в этом есть своя прелесть :-)
livejournal
Jul. 19th, 2012 05:56 am (UTC)
МАЛУКАТ ИЛИ КАК ПО КАПЛЕ ВЫМЫТЬ ИЗ СЕБЯ НЕЧИСТЬ. Часть 1
Пользователь katiasmirnova сослался на вашу запись в «МАЛУКАТ ИЛИ КАК ПО КАПЛЕ ВЫМЫТЬ ИЗ СЕБЯ НЕЧИСТЬ. Часть 1 » в контексте: [...] Yadnya - мир демонических сил или «нижний мир», что населяют силы "BHUTA KALA [...]
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

Brbdr
m_tsyganov
Михаил Цыганов
КАРТА БЛОГА

Counter

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson