Михаил Цыганов (m_tsyganov) wrote,
Михаил Цыганов
m_tsyganov

Categories:

СУда СУлавеси: "ПАЛАРИ" - ЗНАЧИТ "БЫСТРЫЙ"

Торговцы из числа бугов и макассаров …"прибывают [в Малакку] с товаром в своих больших и хорошо построенных пангаджавах [pajala]. Они привозят много продуктов питания: очень белый рис, некоторое количество золота. Они увозят одежду из Камбая и большие количества черного бензоина, а также благовония". Tome Pires, 1515
"Я одновременно видел 25 лет назад 15 прау в гавани Бенкулена [см. ЗДЕСЬ], заполненных смешанным грузом из пряностей, воска, кассии, сандалового дерева… и целебесской одеждой, которую называют "камбай". Captain Forest, 1792
"…он отправился в маленькой пироге к большому падуакану (большой торговый прау из Макассара), пришедшему недавно для меновой торговли с туземцами этого берега [Ковиай]". Н.Н.Миклухо-Маклай, апрель 1874
Макассар

Я уже показывал карту основных центров традиционного судостроения Южного Сулавеси ЗДЕСЬ (индекс там же), а скоро мы побываем в главном из них - и вы сами увидите, как можно строить гигантские СУДА вообще без металла…
Макассар

А цель сегодняшнего поста - иная:
немного разобраться в запутанной и малоизученной истории создания традиционных судов в регионе, который является родиной множества самых знаменитых мореходных народов Индонезии: бугов, макассаров, баджо, мандаров и конджо.
В этом нам поможет вот такая книга, любезно подаренная мне главой туристической службы района Булукумба бапаком Andi Nasaruddin Gau
Pinisi

…и вот эта, купленная уже мной самим:
Mandar

Итак, в самом начале был просто плот с вот таким "парусом":
Roppong

Как ни странно, подобные суда используются в Индонезии до сих пор, хотя и в несколько ином качестве (см. в самом конце о баганах):
Баган 30 

САМПАН (буги/макассары - lepa-lepa, конджо - beroang)
Потом была простая долбленка длиной в 3-4 метра и даже более (ее также зовут по-индонезийски perahu lesung - "лодка-ступа": ведь точно так же в Индонезии из ствола дерева выдалбливали и эти полезные в хозяйстве принадлежности):
Долбленки

Обычно приводится в движение шестом, но порой и веслом:
На чем плавают на Флоресе 

SOPPE'
Потом им стали надстраивать более высокие борта из досок (а для повышения устойчивости - и добавлять (обычно слева) бамбуковый балансир…)
Soppe
(…на фото - уже современные, но идея именно такая…)
Soppe 

JARANGKA
То же самое, что и выше, но длиной уже до 6-7 метров, с навесом из пальмовых листьев (раньше) позади мачты и надстроенными бортами на корме (грузоподъемность уже до двух тонн):
Jarangka 

SANDE' - мандарская версия soppe', но с более острым носом и высокими и тонкими бортами, а потому обладающая более быстрым ходом.
Sande

Sande

Sande

Так постепенно (по всей видимости, к началу XVI века) на юге Сулавеси пришли к полностью сборным из досок - и более крупным - судам.
Первым из них стал PA'DEWAKANG (кликабельно; грузоподъемность 3-5 тонн; это и есть тот самый "падуакан" Миклухо-Маклая - см. эпиграф). По внешнему виду он больше всего похож на современную (но чуть более миниатюрную) PAJALA / PATORANI:
Паторани

Эти последние два типа практически ничем не отличаются друг от друга, кроме размеров и применения - последняя чуть больше (длина 7-8 метров, высота бортов в метр) и предназначена обычно для ловли ЛЕТУЧИХ РЫБ:
Паторани

Паторани
(На двух последних фото - строящаяся с 60-х годов современная разновидность с прямоугольной кормой).

Появившаяся на свет следующей LOPI NIADARA - еще больше размерами и уже имеет не только небольшие палубы, но даже каюты:
Lopi Niadara

А после похожих на нее по виду, но еще более крупных SALOMPONG (10-15 и даже до 30 тонн - в двухмачтовой версии), остается всего одна ступенька до родившейся только в XIX веке красавицы-пиниси - PALARI (от корня lari - "бежать"):
На чем плавают на Флоресе

Подробнее о пиниси мы поговорим ЗДЕСЬ, но напомню вам, что это такое, уже сейчас. Вот вам они у Комодо:
Sea Safari

Пиниси в Джакарте
Пиниси в Сунда-Клапе

Пиниси в Макассаре
Кораблик бугов

Пиниси у Флореса
Пиниси у Флореса

Пиниси в Биме (Вост.Сумбава):
Пиниси в порту Бимы

А в заключение - вот вам, во-первых, три основных типа БАГАНОВ из музея в макассарской крепости ФОРТ-РОТТЕРДАМ:
Баган

Баган

Баган

И, во-вторых, несколько фото из маленького порта близ деревни Бира на самой южной оконечности юго-западного лепестка сулавесийской "орхидеи", откуда отходят паромы на близлежащий остров Селаяр (КАРТА):
Порт в Пангранглуху

Порт в Пангранглуху

Порт в Пангранглуху 
Tags: book, history, sulawesi, transport
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments