Михаил Цыганов (m_tsyganov) wrote,
Михаил Цыганов
m_tsyganov

  • Mood:

Макассар и Россия: СЕЙЧАС, ПОЛВЕКА И ПОЛТОРА ВЕКА НАЗАД

О старом военном сотрудничестве между Индонезией и СССР полвека назад (в 50-е-60-е годы - ПОДРОБНЕЕ) на юге Сулавеси напоминают вот эти стоящие перед главным зданием военно-морской базы "Макассар" российские зенитки времен второй мировой войны, к которым местные умельцы приделали щиты…
Зенитка в Макассаре
…и старый МиГ перед авиабазой "Султан Хасануддин" (пополнивший мою КОЛЛЕКЦИЮ ему подобных в других местах):

МиГ в Макассаре 

А символом сотрудничества нового стала встречавшая моряков-тихоокеанцев на подходе к Макассару утром 25 мая пятерка Су (ПОДРОБНЕЕ):
Су над Макассарским портом

Еще один символ нового сотрудничества - провожавший тихоокеанцев 29 мая сторожевой корабль ВМС Индонезии Oswald Siahaan-354, вооруженный закупленными в России противокорабельными ракетами (ПРК) "Яхонт":
"Освальд Сиахаан"

"Чуть более месяца назад он успешно провел в Индийском океане их первый пуск: ракете понадобилось всего около 6 минут для того, чтобы поразить находившийся на расстоянии 250 километров списанный корабль Teluk Bayur-502":
Стрельбы "Яхонтом"

Стрельбы "Яхонтом"

Стрельбы "Яхонтом"

Стрельбы "Яхонтом"

(Ну да, опрометчиво обещанный мной ЗДЕСЬ материал для РИА Новости по независящим от меня причинам не состоялся. Но вот некоторые видео не показать вам я просто не могу - так что придется отдуваться здесь:)
Приход, приветствия, отход:


Антипиратство:


Андрей Ежов (кто есть кто и что есть что см. в прошедших на РИАН материалах - линк чуть выше кликабелен):


"Когда мы захватили танкер "Московский университет", российские моряки - а пираты на протяжении более чем 20 часов пытались их буквально выжечь из запертого помещения и стреляли из автоматов в вентиляционные отверстия - бросились нам на шею. Меня в этот момент пробрала дрожь - вспоминает Ежов. - Это то, ради чего стоит жить".

Но были у России с Макассаром и контакты, можно сказать, просто древние: первым нашим кораблем, посетившим этот порт почти полтора века назад - в 1862 году - был винтовой клипер «АБРЕК» (командир капитан-лейтенант К. П. Пилкин), ходивший под флагом командира Сибирской флотилии и портов Восточного океана контр-адмирала П. В. Казакевича.
А десятилетие спустя (в декабре 1873 года) Макассар на пароходе "Король Вильгельм III" посетил Н.Н.Миклухо-Маклай (судя по всему - не в первый раз, но дату первого посещения им этого порта мне пока установить не удалось). Вот что он написал в дневнике:
"22, 23 [декабря]. Макассар. Послал рекомендательное письмо губернатору Баккерсу и получил приглашение провести у него в доме 2 дня стоянки.
Отправился в гостиницу к г. Беккари и, не застав его дома, остался ждать его [Одоардо Беккари (1843-1920) -- известный итальянский натуралист и путешественник. В 1871-1872 гг. совершил путешествие на юго-западный берег Новой Гвинеи в район залива Тритон. Он оставил об этой встрече следующую запись в своем дневнике: "23 декабря. Сегодня в Макасар прибыл с Явы русский путешественник Маклай, и я с ним встретился. Это симпатичный юноша, общение с которым, продолжавшееся всего несколько часов, породило нечто большее, нежели простое знакомство. …Желая прожить несколько месяцев среди папуасов какой-либо части Новой Гвинеи, намного удаленной от той, которую он уже посетил в минувшем году, он думал отправиться на [реку] Утанату, но я посоветовал ему поехать в более гористое место, потому что нашел его очень ослабевшим и на вид страдающим от лихорадок…Я дал ему рекомендательное письмо своему другу Кралю, от которого он несомненно получит всю возможную помощь. Совершенно особый тон, в котором составлено рекомендательное письмо, чрезвычайно облегчит ему путешествие, но поистине досадно и вызывает огорчение видеть, что он пускается в путь со здоровьем, находящимся в столь серьезной опасности"].
Послышались скорые шаги, и человек лет 30, невысокого роста, с оживленным приятным лицом, вошел в комнату. Мне было интересно расспросить его о многом. …он, кажется, доволен путешествием. Он отправляется теперь в залив Канари и, может, в следующем году, в октябре или ноябре, к реке Амбер, южнее Гельвинка-залива.
Вечер провел у губернатора, жена и дочь которого, кажется, кроме малайского и немного голландского, никакого другого языка не понимают.
24 [декабря]. Утром отправился к королю Гоа [ГОВА], который прежде, в прошлом столетии, был очень могуществен, теперь он живет в небольшой бамбуковой пристройке небольшого некрасивого каменного дома. Он был очень любезен, приглашал вернуться в месяце июне и июле, чтобы поохотиться на оленей. Насмотревшись в продолжение часа на него, его свиту и его помещение, я с радостью вернулся. Секретарь губернатора, однако же, при возвращении успел надоесть своей болтовней.
25 [декабря]. В 6 часов оставили Макассар. …Вечером несколько пассажиров просили меня посмотреть заболевшую женщину. Оказалась холера. Принял меры".

Еще десять лет спустя - с 27 февраля по 4 марта 1883 года - Миклухо-Маклай снова посещает Макассар на борту корвета "Скобелев" (новое название корвета "Витязь", на котором он совершил плавание в 1870-1871 гг.)

Рапорт командующего отрядом судов в Тихом океане контр-адмирала Н. В. Копытова Главному начальнику флота и Морского ведомства в. к. Алексею Александровичу о плавании отряда из Батавии в Макассар
Макассар, 19 февраля 1883 г.
…Чрезвычайно исключительная случайность встречи с г. Миклухо-Маклаем в Батавии особенно облегчила меня в исполнении возложенного на меня поручения.
Личные переговоры с ним и прочтение имеемых им сведений, для меня весьма полезны, вполне знакомя с местами подлежащими моему осмотру и им ранее уже посещавшимися.
Его знание местных языков много облегчит сношение с туземцами и устранит надобность в найме переводчика, которого я думал взять в Тернате.
Напечатанные им письма в Известиях Географического общества о его путешествиях в здешних водах полезно было бы издать особою брошюрою и выдавать на суда, плавающие в Тихом океане, так как у нас сведений о них почти нет.
…При посещении каждого из портов Южного Китайского моря невольно приходит на мысль необходимость торговых сношений между некоторыми из них и Владивостоком с одной стороны и Черным морем с другой.
Приморская область для туземцев, включая и манз, имеет надобность в рисе, тот же рис необходим и русскому населению. Цены на него в наших портах весьма высоки, тогда как повсюду на юге он очень дешев.
Сахар, чай, кофе, не будучи столь существенны, составляют однако значительную часть расходов каждой семьи и каждый из них тоже очень дешев в Сингапуре, Батавии и Сайгоне.
Доставка их во Владивосток не из Европы, а из этих портов была бы для него благодеянием. Русские товары - коровье масло, мыло, свечи, тросы, табак и т. п. и в особенности керосин, найдут себе верный сбыт.
Негоцианты, отправляя эти товары на пароходах Добровольного флота до Сингапура или Батавии и затем, грузя, на первое время хотя один пароход, колониальными товарами во Владивосток, изменили бы направление торговли этого рода предметами на этот путь для целой Сибири и Китайской Манджурии, а в скором времени может быть и северной Кореи и могли бы иметь громадные выгоды, способствуя в то же время быстрому развитию края. Потребление керосина быстро распространяется на всем здешнем востоке, как-то Голландской Индии, Китае, Японии, а ныне вероятно и Кореи, доставка его в больших количествах из Черного моря будет чрезвычайно прибыльна.
Установление торговли льдом из Владивостока на юг, так как потребление его быстро распространяется не только в главных портах, где могут быть построены фабрики для его выделки, но и в совершенно второстепенных, делает подобное предприятие весьма желательным на пользу развития производительности Приморской области и нашего торгового там мореплавания.
Видя в настоящее время еще более осязательно, какое множество не только портов, но целых архипелагов, не навещаются нашими военными судами, невольно приходит на мысль, что мелкие суда Сибирской Флотилии, плавая в составе эскадры Тихого океана, взамен зимовки во Владивостоке, могли бы быть в этом отношении весьма полезны.

Рапорт командующего отрядом судов в Тихом океане контр-адмирала Н. В. Копытова управляющему Морским министерством И. А. Шестакову
г. Манила, 3/15 апреля 1883 г.
…Утром 20 февраля, я оставил Макассар под парами и направился в Амбоину.
…Макассар служит резиденциею губернатору южной части острова Целебеса, пункт связанный с Батавией и другими портами Нидерландской Индии двух недельным почтовым пароходным сообщением. Пароходы компании (De Nederlandsch-Indische Stoom-Vaart maatschapping) посещают следующие порта в этой части колоний: Batavia, Cheribon, Samarang, Sourabaya, Bandjermassin, Bonjewangie, Macassar, Timor, Dillv, Amboina, Ternate, Menado.
…Команда, не бывшая на берегу в Батавии, так как там наши люди всегда болеют, хотя при нашей стоянке здоровье населения в обоих городах было прекрасное и никаких болезней не было, для освежения, перед предстоящим плаванием, была отпускаема на берег, ибо климат Макассара считается здоровым.
Предположения мои оправдались, люди имели случай гулять в роскошной тропической местности, безо всяких вредных последствий для здоровья.
…Хотя в Макассаре есть военный хор музыки, но игра наших музыкантов на берегу произвела столь благоприятное впечатление, что губернатор, от имени местного общества, просил меня разрешить музыкантам играть на балу в клубе на другой день, и куда все мы конечно получили приглашение, на что я несомненно охотно согласился.
…Сокращая сколь возможно пребывание в портах, 26-го февраля с рассветом, я вышел в море, направившись к берегам Новой Гвинеи, через пролив Питта. Пройдя море Явское, Флорийское (Flores), Банда (Banda) и Молуккские острова, я должен сказать, что описанные их части, нами встреченные на пути, нанесены на карты верно, хотя не везде достаточно указаний на глубины, что может вводить в сомнение были ли тут промеры. Распространенность в этих водах коралловых банок и рифов, поднимающихся круто с больших глубин, заставляет желать видеть их на картах показанными. Пользуясь прекрасным лотом Томсона, изобретение которого делает колоссальную услугу мореплаванию, я при приближении к берегу, проходя через проливы или вблизи мысов, приказал бросить этот лот, не требующий ни остановки, ни уменьшения хода и показания его записывались как в шканечный журнал, так в гидрографические заметки. В моем рапорте из Сингапура No 54, я изложил мое предположение о пользе помещения в гидрографические заметки всего, о чем доносится нашими командирами по этому предмету, как это делается с замечаниями командиров иностранных судов, теперь же позволю себе прибавить, что хорошо было бы для облегчения пользования ими, чтобы они вклеивались в те места английских лоций, к которым сообщаемые замечания относятся.
Tags: history, sulawesi, Индонезия-Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments