?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мария Николаева продолжает рассказывать о духовном туризме на Бали. Фото: пока Lim Choon Huat (предоставлены Марией), а мои собственные фото и видео буддистского монастыря на Бали (близ северного города Сингараджа, в горы от местечка Банджар - КАРТА) см. ЗДЕСЬ:
Lim Choon Huat

:"После погружения в балийский индуизм почти на целый год я была рада вернуться в родную стихию чистой духовной практики.
Lim Choon Huat 

Я расскажу о двух ритритах (непрерывной практике медитации в полной изоляции от внешнего мира) в буддийском монастыре Брахма Арама вихара с приезжими мастерами,
ибо тхеравада («учение старейшин» - ранний буддизм) стоит особняком, в монастыре нет общины, и ритриты бывают редко.
Lim Choon Huat

Випассана (основная практика, данная самим Буддой с целью просветления) на Бали всегда проводится с приезжими мастерами, поскольку своих здесь не осталось.
Lim Choon Huat

Даже так называемый культ Шива-Будды (где Будда почитается как бог по-махаянски) начал разлагаться в силу современного требования принять одну религию, отчего балийцы тоже вынуждены выбирать между индуизмом и буддизмом. На это мне посетовал ни больше, ни меньше чем индуистский священник, сидевший с нами випассану (его супруга, храмовый медиум, была моей соседкой по комнате). Во время ритрита говорить запрещено, но мы успели пообщаться еще до его начала. Сам мангку (священник) был обескуражен ритуальной ограниченностью индуизма, и хотя не мог отказаться от своей роли общинного лидера (около 100 человек в Сингарадже), он начал искать более серьезных возможностей для развития.
Lim Choon Huat

В самом индуизме медитация ассоциируется с черной магией (по его словам), более того недавно индуисты начали убирать из храмов статуи Будды и ступы – он упомянул пару таких случаев и заключил: «Раньше энергия Шивы была покрыта мудростью Будды. Теперь все хотят только силы и власти...»
Випассана давалась обоими мастерами (один из Сингапура, другой из Малайзии) в стиле Махаси Саядо, ибо оба они обучались в Мьянме. Эта страна пользуется репутацией самой высокой культуры медитации, несмотря на ее изолированность или же благодаря ей.
Lim Choon Huat

Буддизм тхеравады пришел в Индокитай по морю со Шри-Ланки, поэтому современная Индонезия органически находилась тогда на этом пути. Сейчас, похоже, работает обратная связь: Мьянма дает реальных мастеров випассаны, двое вышеназванных проводят ритриты у себя в Малайзии и Сингапуре, откуда возят группы на Бали, тогда как балийские организаторы с вожделением посматривают в сторону Шри-Ланки (мы с ними об этом беседовали). В ритритах почти не участвовали западные «туристы» (всего пара человек), а сидели приехавшие с мастером ученики и индонезийцы, включая балийцев. Именно последние оказались в очень странном для самих себя положении, хотя и вели себя смиренно.
Lim Choon Huat

Медитация есть процесс сугубо личный, поэтому несмотря на наличие 30-40 человек на территории монастыря ни о какой групповой практике и речи нет. Хотя есть довольно жесткое расписание (с 4 утра до 10 вечера - всего 14 часов медитации), каждый работает самостоятельно. Время чередования техник при ходьбе и сидении выбирается каждым, сам уровень техники сосредоточения тоже зависит от продвинутости практикующего.
Lim Choon Huat

Снаружи кажется – все просто: то сидят, то ходят, тогда как на самом деле все заняты совсем разными внутренними процессами.
Lim Choon Huat

Вот почему никто не только не разговаривает, но и ни на кого не смотрит, ни с кем не сонастраивается, не пытается сравнивать свою практику по времени или позе с другими. Каждый погружен в себя, и он видится только с мастером раз в два дня для беседы.
Lim Choon Huat

Мастер в тхераваде – это далеко не гуру, он просто объясняет техники, может советовать, но ни на чем не настаивает – даже на практике! В тхераваде просветление зависит от самого человека, и мастера это мало волнует. То есть, он добросовестно делает свою работу, но ничего не требует от практикующего.
Lim Choon Huat

Lim Choon Huat

Lim Choon Huat

Как бы то ни было, на интервью приходят по трое, и мне довелось услышать немало диалогов с балийцами, которые мало понимали поначалу, чем они вообще заняты. Во-первых, в ритрите запрещены церемонии (кроме простирания перед Буддой) и занятия йогой. Во-вторых, напрочь отсутствует само понятие энергии, на котором для балийцев строится почти всякое объяснение происходящих процеcсов. А в буддизме достаточно связи «ум – тело», и энергия как посредник не требуется. Просто буддисты ничего не копят, а очищаются до пустоты (для индуиста важно иметь «огромную энергию»), им не интересно ни на кого влиять (индуисты зациклены либо на целительстве либо на черной магии), они не уповают на милость божию (индуист весь под богом). В-третьих, буддист равнодушен к счастью, и для него важно лишь констатировать, что он счастлив или несчастлив (индуист молится богам, чтобы жить счастливо). Все эти базовые различия приводили к довольно курьезным диалогам балийцев с мастером випассаны.
Lim Choon Huat

Как мне известно, иногда ритриты в монастыре проводят не по випассане, а по иным медитационным техникам. Так, иногда приезжает профессор из Джакарты, который был ранее мусульманином, но просидев два года випассану в Таиланде, даже сменил религию. Впрочем, он составил свою систему, которая все равно больше тянет на исламскую, нежели на буддийскую (уже хотя бы просто по признанию души, которой в буддизме нет). Также иногда дает ритриты балийский учитель, три года проживший в Дхарамсале подле Далай Ламы, поэтому у него тоже скорее ваджраянская система медитации на образе. В общем, строго тхеравадским этот монастырь тоже не назовешь, видимо в силу отсутствия общины, которая поддерживала бы определенный уклад жизни, как это обычно бывает.
Lim Choon Huat

Всего за два десятка лет своей духовной практики я провела уже не менее года в разных ритритах, проходя их в монастырях или медитационных центрах Индии, Непала, Шри-Ланки, Таиланда, Вьетнама, а также делая селф-ритриты (практика в полном затворе без выхода из комнаты) в Лаосе и Индонезии (Суматра) и просто медитируя в храмах Китая (включая Тибет), Малайзии, Камбоджи. На этом фоне балийский монастырь оставил очень позитивное впечатление, особенно по контрасту с предварявшей ритрит индуистской практикой церемоний и ритуальных очищений.
Lim Choon Huat

Дело в том, что индуистские очищения (малукаты) строятся по принципу «грешить и каяться», известному всем русским христианам. Это внешнее омовение, которое на время смывает с человека энергетическую грязь, и он чувствует облегчение, но возвращается к прежней жизни, а в худшем случае может возникнуть даже известный в оккультизме «эффект чистой горницы», когда изгнанный бес по возвращении находит свою горницу чисто убранной и на радостях приводит с собой семеро худших бесов. Вот почему в каждой балийской деревне имеется целитель, который почти ежедневно проводит малукаты (очищения) для нуждающихся.
На своем опыте я отследила значительную разбалансировку энергетики (а соответственно и психики) после того, как стала проводить малукаты регулярно, хотя они мне исходно вобще не требовались (по диагностике самих же целителей), просто для исследований. Постепенно раскачка между внешними воздействиями очищения и загрязнения дает о себе знать, лишая равновесия и вызывая наркотическую тягу к регулярному «очищению». Випассана же строится на очень кропотливой внутренней работе, описывать которую здесь не место. Однако ее результат всегда оказывается очень стабильным, ибо человек сам его достиг и умеет его поддерживать.
Lim Choon Huat

Lim Choon Huat

Поскольку ритриты в монастыре бывают раз в полгода, я преподаю випассану в Убуде индивидуально, и после моих последних статей в «Убуд Коммьюнити» интерес к ней вырос. Випассана также входит в мои программы для русских на Бали, равно как по традиции и технике возможны скайп-консультации.

JP о монастыре

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
snorkelstein
Jul. 22nd, 2010 05:18 am (UTC)
Не могу не отметить, что и там в этом деле преобладают женщины. Впрочем, любая русская церковь...
(Anonymous)
Jul. 22nd, 2010 08:42 am (UTC)
Надежда
Какая прекрасная статья с замечательными фотографиями! Огромное Вам спасибо!

Очень тонко замечено про разбалансировку энергии при регулярных обрядах очищения и наркотическую тягу к этому!

Да, к сожалению часть христиан также следует этому небиблейскому подходу "грешить и каяться, чтобы снова грешить"... Кстати слова про чистую горницу и семь злейших бесов есть в Библии, в учении Иисуса Христа (Евангелие от Луки 11:24-26) "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого".

А на тему "грешить и каяться" вот хороший отрывок из Библии (2-е послание апостола Петра 2:20-22) "Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи".

Хотелось бы попросить Вас, если возможно, привести какие-то короткие классические примеры "курьезных диалогов балийцев с мастером випассаны", очень интересно...

А также хотелось бы спросить Вас, слышали ли Вы про такую практику, когда во время религиозных ритуалов верующие покрываются золотой пылью (например, видят золотую пыль у себя на руках и одежде) и у некоторых также появляются во рту золотые зубы. В последние годы небольшая часть христиан начала практиковать это, но мне кажется, что это взято откуда-то из индуизма...

Заранее большое спасибо Вам!

И огромное спасибо Михаилу за все его чудесные статьи и фотографии, и также за предоставление возможности его друзьям делиться статьями и фотографиями!
m_tsyganov
Jul. 22nd, 2010 08:46 am (UTC)
Re: Надежда
Не за что! :-)
Ждем ответа Марии...
(Anonymous)
Jul. 22nd, 2010 09:01 am (UTC)
диалог
балийка: Я смотрю, все такие серьезные, а я чувствую счастье (Произносится так, что видно - она довольна своими успехами)
мастер: если вы чувствуете счастье, вы должны отследить "знаю, что счастлива", если вы чувствуете страдание, вы должны отследить "знаю, что страдаю"
балийка: Но разве не лучше быть счасливой?
мастер: Вы не должны смотреть на других и сравнивать... Когда вы сосредоточены на своем переживании, оно исчезает

Ну и так далее...

Золотом, слава богу, никто не покрывался...

Мария

Мария
best_julia
Jul. 23rd, 2010 11:01 am (UTC)
спасибо )
scripkaya
Jul. 23rd, 2010 09:13 pm (UTC)
Как в тему этот пост!:) как раз записалась на второй ритрит по випассане в Москве осенью. Готовлюсь.
плюс во мне смесь буддизма и индуизма. тоже хотелось бы услышать(почитать) про "нестыковки" балийцев при разговорах с мастером. просьба - дайте знать, пожалуйста, как ответ поступит)
спасибо! ;) и хорошего настроения!
(Anonymous)
Jul. 24th, 2010 01:21 am (UTC)
буддизм и индуизм
Я хотела бы поправить, что к туризму этот пост не имеет никакого отношения - конечно, туристы приходят посмотреть на монастырь, но в самом ритрите, как я отметила, западные люди не участвовали.

Напоминаю также, что мой самый первый пост в этом блоге был посвящен как раз этому монастырю (там было больше видовых фото) - http://m-tsyganov.livejournal.com/204836.html#cutid1

Ритриты действительно бывают настолько редко, что если в июне 2009 я договорилась с мастером Паннавудхой об участии в его следующем ритрите, то приехал он на Бали спустя целый год - в июне 2010.

Давать отрывочные диалоги не вижу смысла, если нужна последовательная консультация по отношению индуизма и буддизма,
пожалуйста - http://maria-yoga.narod.ru/seminar/consulting.htm

Мария.
(Anonymous)
Jul. 24th, 2010 01:41 am (UTC)
Добавлю также, что в випассане существует не меньше школ, чем стилей в йоге, и под Москвой обычно проводят курсы по Гоенке (так ли это в Вашем случае), тогда как в балийском монастыре в основном по Махаси Саядо. Поскольку я практиковала випассану во многих стилях - их соотношение это тоже отдельная тема, выходящая за рамки блога. Мария.
psyling
Aug. 19th, 2011 10:24 pm (UTC)
загрузка
вопрос со стороны: а насколько сильна "загрузка" теоретическим материалом? Насколько необходимо принимать те или иные постулаты для того, чтобы жить таким образом?
shantinathini
Aug. 20th, 2011 02:01 am (UTC)
Re: загрузка
Випассана - это духовная практика, или техника "разгрузки" до полной Пустоты. В ритрите технику надо выполнять строго (никаких разговоров, кроме личного интервью с мастером), смешение техник недопустимо (нельзя, например, заниматься йогой и пр.). Ритрит может сидеть хоть христианин, хоть мусульманин, хоть индуист - равно как использовать техник медитации в повседневности. Если же вы принимаете буддизм как религию и образ жизни, то это целое образование со своими канонами и трактатами.
psyling
Aug. 20th, 2011 03:06 am (UTC)
Re: загрузка
Не очень понял: молчание, медитация - это практика.
Я с буддизмом знаком в его дзеновской версии, но для себя так не увидел ограничений когнитивного плана.
А тут есть какие-то ораничения теоретического плана? Есть какие-то постулаты, которые надо принимать "на веру"?


shantinathini
Aug. 20th, 2011 03:14 am (UTC)
Re: загрузка
Випассана - это хинаянские истоки махаянского дзена. Ограничений нет: на веру не принимается ничего, предлагается видеть реальность как она есть, вплоть до ее пустотности. Просто нужно понимать, что буддизм превратился в религию, и быть буддистом - это уже "вероисповедание" :-) Но Будда учил випассане :-)
shantinathini
Aug. 20th, 2011 03:19 am (UTC)
Re: загрузка
Посмотрите историю традиции - долго объяснять... Дзен как духовная практика тоже занимает вполне особое положение в буддизме махаяны, который ведь преимущественно ритуальный для "народа". Это особенно ярко видно, например, во Вьетнаме, где только махаяна, но контраст между культом Будды в пагодах и дзенской медитацией в монастырях разительный.
shantinathini
Aug. 20th, 2011 03:36 am (UTC)
Re: загрузка
И еще ремарка по Бали - когда в паспорте индонезийца стоит вероисповедание "буддист", то это ТОЛЬКО тхеравада (хинаяна) с практикой випассаны и минимумом ритуализма. А то, что балийцы поклоняются Будде - так это они по паспорту "индуисты", ибо (как много где бывало) махаянское поклонение Будде легко позволяет вписать его "обратно" в индуистский пантеон. Дзен - уровень духовной практики, поэтому дзеном балийцы НЕ занимаются:-) Разве только "привходящим образом" (внешние влияния). Это мне объяснял сын основателя вот этого самого монастыря, о котором пост.
m_tsyganov
Aug. 20th, 2011 02:04 pm (UTC)
Маленькое уточнение :-)
Когда в паспорте индонезийца стоит "буддист", то это может означать все что угодно - включая конфуцианцев и даосов. Просто потому, что другой графы для нет :-)
shantinathini
Aug. 21st, 2011 02:12 am (UTC)
Re: Маленькое уточнение :-)
Ида Багус Коман Вишну имел в виду внутреннее различение в самом буддизме на тхераваду и махаяну - и оно достаточно точное. А если говорить про "что угодно", то можно и расширить сие уточнение :-) Я даже не возьмусь судить, что стояло в паспорте у того (ныне) буддиста, который честно признался мне, что ни во что не верит, ибо мама - индуистска, папа - буддист, невеста - мусульманка, а сам он плавает по всему миру в качестве матроса, будучи этническим китайцем, но коренным балийцем... Такого полно!
shantinathini
Aug. 21st, 2011 02:16 am (UTC)
Re: Маленькое уточнение :-)
+ По опыту общения - когда балиец решается поменять индуизм на буддизм в официальном порядке? Когда он намерен прекратить совершать церемонии и полностью сосредоточиться на випассане. Если он намерен поклоняться Будде, то можно остаться индуистом, тем более что такие переходы воспринимаются общиной негативно. Пример - Геде Будда в Убуде, которого 3 года считали "плохим человеком", когда он принял буддизм и занялся випассаной.
psyling
Aug. 21st, 2011 03:16 pm (UTC)
Re: загрузка
спасибо за разъяснение. Сделаю вид, что понял.
radios_ua
May. 9th, 2012 11:06 am (UTC)
интересный пост, спасибо
ryneiskaya
Mar. 7th, 2013 02:22 pm (UTC)
Здравствуйте! Случайно нашла Вашу запись в интернете, чему очень рада. Скажите, Вы еще проводите занятия на Бали? Я сейчас нахожусь в Сингапуре и планирую в апреле-мае отправится на Бали. Спасибо. Татьяна
m_tsyganov
Mar. 7th, 2013 11:24 pm (UTC)
Сорри...
Из ящика "Входящие" не всегда видно, к какому посту вопрос :-)
лучше написать Марии напрямую - линк выше кликабелен...

Edited at 2013-03-07 11:25 pm (UTC)
ryneiskaya
Mar. 9th, 2013 04:04 pm (UTC)
Re: Сорри...
Ой, я и сама не заметила, что это перепост, так увлеклась)) Спасибо!
Dinar Fresc
Jul. 6th, 2013 07:47 am (UTC)
По больше бы про Тхераваду в Индонезии
Здравствуйте!
Хорошая статья вышла и фото, но мало инфо было про буддизм(Тхеравады) в целом в Индонезии, хотелось бы узнать, как там обстоят дела с монашеством, существуют ли монастыри, где можно было остаться подольше и практиковать?
Спасибо.
(Anonymous)
Jan. 27th, 2016 10:25 pm (UTC)
Кто- то может помочь- расписание випассаны где взять
?
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

Brbdr
m_tsyganov
Михаил Цыганов
КАРТА БЛОГА

Counter

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson