Михаил Цыганов (m_tsyganov) wrote,
Михаил Цыганов
m_tsyganov

Categories:

МАЛАЙЗИЙСКИЙ ШТАТ САБАХ СТО ЛЕТ ТОМУ НАЗАД - 2

Неутомимая в своих исторических изысканиях suibnecelt продолжает начатый ЗДЕСЬ рассказ об истории Сабаха:
"В прошлый раз я писала о том, как появилась компания Британский Северный Борнео и началось европейское освоение Сабаха. Теперь по справедливости надо рассказать (и показать), кто там встретил белых пришельцев:
Александра - Сабах 
Женщины народа дусунов/кадазанов. Их пояса сделаны из серебряных долларов.

Кто там живет?
Этническое разнообразие Сабаха было не столько огромно, сколько неупорядоченно: переписи проводились сумбурно, и никто не спрашивал у каждого морского бродяги или охотника в джунглях, какому племени он принадлежит. Брунейские малайцы, баджау (название группы племен) [m_tsyganov: те самые баджо, чьи "лабуаны" (гавани) можно встретить чуть ли не на всем протяжении Индонезии - см., например, ЗДЕСЬ, а также ЗДЕСЬ], бисайя, илануны, сулуки, обианы, дусуны, муруты, даяки, китайцы...

Александра - Сабах 
Дусунский мальчик

Одно деление было очевидно всем: мусульмане и язычники. Мусульмане в большей степени восприняли малайскую культуру, в частности, в том, что бросается в глаза в первую очередь, - в одежде. Поэтому отличить мусульманина-малайца от мусульманина-баджау заезжему европейцу было не так просто, и некоторые и не пытались. Исследователи начала века мало интересовались цивилизованными мусульманами и писали больше о «диких язычниках», поэтому, увы, фотографий мусульман-брунейцев, бисайя и баджау у меня нет. В некоторых книгах того времени всех язычников для простоты называют даяками. Другие, более внимательные, наблюдатели кроме даяков выделяли ещё дусунов и мурутов, но отдельные племена между этими группами распределяли по-разному. Другое деление и сейчас ещё актуально для антропологии островов: народы побережья и внутренних районов.
Александра - Сабах 
Дусуны побережья. Короткие кофты с пуговицами – характерная примета дусунского костюма и для мужчин, и для женщин.

Александра - Сабах 
Дусунские женщины побережья, толкут саго.

[m_tsyganov: в связи с вот ЭТОЙ жалобой не могу удержаться и не показать вот эту фотографию, сделанную совсем недавно в Биме (восток Сумбавы):]
Рис 04

Жители побережья всегда активнее впитывают внешние влияния – в данном случае, со стороны малайцев, китайцев, европейцев.
Соответственно, на побережье Сабаха больше мусульман. Дусуны и муруты побережья уже в начале ХХ в. имели между собой больше общего, чем со своими соплеменниками из глубинных районов.
Александра - Сабах 
Дусунские женщины внутренних районов.

Александра - Сабах 
Мурутские женщины внутренних районов

Для большинства местных жителей в начале века были характерны "длинные дома" на сваях, одежда из коры (тапы).
[m_tsyganov: снова не могу удержаться - на сей раз, вполне современный индонезийский даяк с Восточного Калимантана как раз в этой одежде:]
Танец Jepen Sengadou (тидунг, Вост. Калимантан)

В "длинных домах" жили и муруты, и дусуны, и даяки.
Александра - Сабах 
"Длинный дом" мурутов на берегу реки.

Целая даякская деревня могла занимать один большой "длинный дом". Вдоль одной продольной стены располагались комнаты, вдоль другой – коридор, где люди занимались повседневными делами.
Александра - Сабах 
Коридор "длинного дома" клемантанов, племени в соседнем Сараваке, но коридор типичный.

В добританские времена "длинные дома" были более распространены в целях безопасности, потому что над людьми постоянно нависала угроза нападений. Но уже в начале ХХ в. муруты и дусуны жили и в индивидуальных домах.
Александра - Сабах 
Типичная деревня дусунов.

Александра - Сабах 
Муруты с бамбуковыми сосудами для воды

Знаменитые баджау, они же «морские цыгане», живут в лодках и кочуют вдоль морского побережья. Занимаются рыболовством, а раньше - и пиратством.
Уже к началу ХХ в. встречались оседлые деревни баджау – домики на сваях в море у побережья. Менгкабонг у города Туаран знаменит до сих пор.
Александра - Сабах
Менгкабонг, начало ХХв. Автор этого снимка, I.H.N. Evans, замечает, что хотя эта деревня и представляет прелестный объект для фотографирования, выглядит она на самом деле устрашающе: жалкие лачуги соединены шаткими мостками, висящими над водой.

Если баджау, решив осесть, обычно принимают ислам, то дусуны чаще склоняются к христианству.
Слово дусун значит «садовник» - так их назвали малайцы, которые покупали у них фрукты. Сами дусуны называют себя по месту, где живут.
Наиболее «передовые» дусуны уже в 1950-е принимают католичество и вступают в Общество кадазанов, настаивая, чтобы их называли не дусунами, а кадазанами, что значит «горожане».
Очень интересна традиционная религия дусунов: они почитают вершину Кинабалу, а обряды выполняют женщины-жрицы.
Праздничный костюм дусуна легко узнаваем – несмотря на жару, они носят короткие кофты из черного бархата с характерными застежками.
Дусуны – самый многочисленный народ Сабаха. Именно из дусунов Компания набирала местную полицию.
Александра - Сабах 
Дусунская жрица в церемониальном костюме

Муруты живут только в Сабахе, преимущественно во внутренних районах. В начале ХХ в. они считались самыми «дикими» и последними отказались от охоты за головами. Только в 1907 и 1910 годах Компания добралась до их центров в Рундуме и Томани, где были размещены district officer и вооруженная полиция.
Александра - Сабах 
Дусунский «дом для голов».

Отношения с европейцами
Администрация компании Британский Северный Борнео в 1890-е годы располагалась на острове Гайя прямо напротив места, где через два года появится Джессельтон, будущая столица штата, современный Кота-Кинабалу. Там не хватало питьевой воды, зато это был «островок мира и правосудия», как характеризует его историк Трегоннинг, верный сентиментальному стилю.
Тем не менее, в 1897 году форт на острове был разграблен и сожжен людьми мятежника Мат Саллеха, пришедшими с соседних притоков (streams) (главными путями сообщения на острове являются реки, поэтому местное население "привязывается" к ним же).
Жители притоков беспокоили Компанию и до того: допускали работорговцев из Брунея к племенам внутренних районов острова, где Компания ещё не успела закрепиться. На притоках находили убежище беглые преступники.
Мат (Мохаммед) Саллех – баджау, староста деревни на восточном побережье, поднял восстание ещё в 1894 году. Разгромив Гайя, он захватил Ранау во внутреннем районе. Выбить его оттуда удалось только призвав на помощь британский флот.
В 1900 году Мат Саллех погиб, и к 1903 г. восстание угасло. После нападения на Гайя Компания начала переговоры с Брунеем, желая получить плату за ущерб, причиненный ей на вассальных землях султаната. Это не удалось, зато Бруней уступил Компании реки и всю территорию залива Гайя, после чего и был построен Джессельтон.
Александра - Сабах 
Дусуны верхом на буйволах

Александра - Сабах 
Муруты

Власть белых распространялась по региону медленно, в некоторых районах только в 1900-е годы были размещены постоянные чиновники и полиция (как, например у мурутов Рундума). Через несколько лет муруты подняли мятеж, видимо, потому что представители "новой власти" сразу же вмешались в местную жизнь и попытались контролировать охоту за головами и "незаконное распространение оружия", бороться с воровством и пьянством. В результате в 1909 произошло неудачное покушение на чиновника в Томани, а в 1915 - восстание в Рундуме. Повстанцы прогнали европейское начальство и перебили полицейских из дусунов и даяков. Против мятежников была выслана карательная экспедиция, которая подавила восстание.
Rutter, служивший в этих местах в то время, приводит поведение мурутских повстанцев как пример боевой тактики местных жителей. Разорив одно европейское поселение, они отошли в специально выстроенную крепость с земляными валами и другими укреплениями, где сидели безвылазно несколько месяцев, пока не подошли британские войска. Это было первое и последнее мурутское выступление против европейцев.
Александра - Сабах 
Муруты. Эти люди могли быть свидетелями и даже участниками восстания в Рундуме.

Александра - Сабах 
Мурутский дом

Когда к мурутским краям подошли границы каучуковых плантаций, они стали наниматься туда на работу. Муруты приходили целыми "длинными домами", «прямиком из каменного века». Владельцы плантаций жаловались на их ненадежность: нанявшись на работу, они могли уйти в джунгли, когда вздумается, и с этим ничего не было возможно сделать.
Александра - Сабах 
Мурут

UPD: Ну, а это уже современность: Малайзийский город Кота-Кинабалу стал двенадцатым побратимом Владивостока, передает сегодня ИТАР-ТАСС. В столице Приморья договор о побратимских отношениях подписали глава Владивостока Игорь Пушкарев и мэр Кота-Кинабалу Ильяс Ибрагим.

UPD2 06.04.10: А это еще одна современность: баджо в Индонезии

UPD3 03.08.10: BERNAMA о языках на Сабахе
Tags: history, malaysia, нас-радует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments