?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Начал играть старый имперский гамелан (см. ТЭГом) – сначала нежные, как капли воды, глубокие рокочущие удары гонга, столь глубокие, что они вызывали тревогу. Прекрасный гибкий женский голос первым затянул песню, затем к нему присоединились другие. Потом им ответил мужской хор, и все это сопровождалось целыми дебрями чудесных, кристально чистых металлических звуков и деревянных тонов, служивших «цветами». В промежутке – нежный плач скрипок и высокая, игольно тонкая колоратура тростниковых флейт. И было похоже на то, что они выступали по очереди: одни начинали звучать ниже, другие – резче и громче, а в промежутке и на заднем плане – возбужденные барабаны. Порой вся музыка плавно затихала, а затем возвращалась каплями ниоткуда"… Вальтер Шпис. Из писем
Урок гамелана

Строго говоря, Вальтер (ИНДЕКС постов о нем) писал это еще в годы пребывания в Джокьякарте о яванском, а не о балийском гамелане. Но разница в данном случае не столь уж велика… Особенно в том, что касается сказанного ниже:
"А музыка здесь! Клянусь Богом, это нечто замечательное! Исполняемые на невиданных инструментах неслыханные мелодии"… «Западная музыка» может многому научиться «у этой грандиозной музыки. Европейские музыканты и композиторы поразятся тем фантастическим вещам, которые существуют в мире, а они ничего о них не знают".
Прошло почти сто лет. Но "они" по-прежнему не знают "об этом" практически ничего… :-(

Урок гамелана 

"Несмотря на то, что в музыке Бали нет и следа западного влияния, она зажигает даже тех, кто слышит ее впервые. Посетившие Бали музыканты становятся ярыми ее поклонниками. Первым заинтересовался ей и записал ее Вальтер Шпис... Балийская музыка с готовностью восприниммается западным ухом, поскольку их композиции исполняются большими музыкальными ансамблями и полифоническими гармониями и ритмами, которые определенным образом напоминают нашу симфоническую музыку". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
Урок гамелана

"Похоже, что артистом является каждый балиец. Кули и князья, священники и крестьяне, мужчины и женщины могут танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать или вырезать по дереву и камню. Часто к своему удивлению обнаруживаешь, что во всех остальных смыслах бедной и заброшенной деревне стоит утонченный храм, или же имеется труппа знаменитых артистов. Один из самых знаменитых оркестров на Бали находится в отдаленной горной деревушке Селат, а лучшие исполнительницы легонга живут в Сабе - затерявшейся среди рисовых полей незначительной деревушке". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
Урок гамелана

"Бурление художественной деятельности и высоко развитое эстетическое чувство населения, возможно, объясняется естественным желанием выразить себя в сочетании с немаловажным фактором наличия досуга, являющегося результатом хорошо организованного сотрудничества в области сельского хозяйства. Однако самым важным элементом в развитии популярной культуры, сочетающей как примитивные, так и утонченные характеристики, был, вероятно, тот факт, что балийцы не допустили централизации художественных знаний особым интеллектуальным классом. В старых балийских работах по этике - таких, как Niti Sastra - утверждается, что незнакомый с писаниями человек подобен немому, поскольку он обречен на молчание тогда, когда разговаривают другие".Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
Урок гамелана

"В отличие от индивидуалистского искусства Запада, где главной заботой художника является так развить свою личность, чтобы создать легко узнаваемый стиль в качестве средства достижения конечной цели - признания и славы; анонимная художественная продукция балийцев, как и вся их жизнь, является отражением коллективной мысли. Музыкальное произведение или скульптура часто является творение двух и более художников…" Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
m_tsyganov: пожалуй, самым ярким отражением этой тенденции служит гамелан, где вообще необходимо сотрудничество как минимум пяти музыкантов… Вот сейчас Даша и Маша пройдутся по нескольким из самых важных инструментов…
Слева - pemade, справа - jublag (calung):
Урок гамелана

Правее - reyong:
Урок гамелана

А это - cengceng:
Урок гамелана

Инструмент "дирижера" - kempil
Урок гамелана

Большой гонг (справа) так и будет - "гонг" (напомню, что это яванское слово вошло сначала в английский, а уже из него - во многие другие языки мира):
Урок гамелана

Слева (поменьше) - kempur:
Урок гамелана 

Не так!
Урок гамелана 

А теперь - так!
Урок гамелана 

Правой - бьем!
Урок гамелана 

Левой - останавливаем звук:
Урок гамелана

"Целью каждого "банджара" [сельской общины] является иметь лучший оркестр в округе. Лишь самые бедные и заброшенные сообщества не имеют двух-трех собственных оркестров, которые играют на их праздниках и церемониях. И как только они могут себе это позволить - после того, как приведены в надлежащий порядок храмы - самой насущной потребностью становится организация музыкальных клубов, приобретение инструментов и подготовка музыкантов. Каждый член деревенской ассоциации в равной степени гордится и интересуется гамеланом, и они охотно жертвуют свой труд и даже деньги на приобретение дорогих бронзовых гонгов и платин, на изготовление и вырезание каркасов инструментов, а также привлечение учителей для подготовки музыкантов". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
Гонг!
Урок гамелана

Урок гамелана 

Кемпур!
Урок гамелана

Урок гамелана

"Принадлежать к такой группе - честь, и ее члены не получают оплаты, а сами делают взносы в любой возможной для них форме, для приобретения инструментов. В труппах есть даже такие члены, которые не играют на инструментах сами, а счастливы уже тем, что им позволяют переносить их с места на место". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
Урок гамелана

"Хотя необходимым требованием для образования любого князя является способность играть на многих инструментах, музыканты в целом являются обыкновенными селянами без придания какого-то значения их кастовой принадлежности, и жестко соблюдаемое правило, что представитель низшей касты должен всегда сидеть ниже аристократа в данном случае полностью игнорируется…" Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
Урок гамелана

"Балийцы не записывают свою музыку. Я спросил, не сложно ли запоминать такие длинные и сложные композиции, и получил ответ, что "когда тот или иной фрагмент было отрепетирован достаточное количество раз, чтобы войти прямо в нутро исполнителя, он играет его безошибочно". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
Урок гамелана

Урок гамелана

Урок гамелана

Урок гамелана 

И снова спасибо всем моделям и ибу Вивик!
Урок гамелана

Урок гамелана 

Примечание: ниже - НЕ ролик о том, как надо играть на балийском гамелане. Это - ролик о том, КАК ВЕСЕЛО учиться играть на балийском гамелане :-)

UPD 29.10.10: Как записаться на урок - см. ЗДЕСЬ

ИНДЕКС о гамелане
:
Объяснение, что это такое 
Представление инструментов яванского большого гамелана 
Как единое целое с батиком, ваянгом и даже крисом 
Гамелан в яванской опере 
Гамелан в "Махабхарате" 
Забавно: гамелан из сталактитов 


The Jakarta Globe: Малайзия и Индонезия спорят из-за гамелана

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
froo_loo
Jan. 22nd, 2010 06:45 am (UTC)
и опять же - ура фоткам! надо Маше показать. она ждет с нетерпением))
m_tsyganov
Jan. 22nd, 2010 07:48 am (UTC)
Дык - заходите почаще...
...чаще и видеть будете :-)
grustnoglazaya
Aug. 14th, 2010 06:52 pm (UTC)
прекрасный пост, замечательные цитаты
информативный и полезный
спасибо
m_tsyganov
Aug. 15th, 2010 01:34 am (UTC)
Не за что!
:-)
Julia Vodyanitskaya
Apr. 1st, 2014 01:05 pm (UTC)
Миша, привет!
Очень хочется почитать Island of Bali (Miguel Covarrubias), не могу найти его в Интернете:(
Буду рада, если поделишься электронной версией книги, если такая имеется)
Спасибо!
podsolnuhi@rambler.ru
m_tsyganov
Apr. 2nd, 2014 01:11 am (UTC)
Увы!
Я знаю только бумажную версию - зато ее без проблем найти практически в любом книжном на Бали :-)
( 6 comments — Leave a comment )