Михаил Цыганов (m_tsyganov) wrote,
Михаил Цыганов
m_tsyganov

Categories:

УМИРАЮЩЕЕ ИСКУССТВО БАТИКА. Часть третья

Следственный эксперимент, или…
…кто ответит за базар?

Предыдущие две части ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.  

Ну что ж, пора перейти от теории к практике. Особенно в накалившейся дискуссии относительно того, что для батика лучше: хлопок или шелк. Итак, вот фото:

263.80 КБ

Размеры: примерно 400х500 мм. Предупреждаю, что фото "перерезчено", чтобы четче виднелись детали (в жизни смотрится намного симпатичнее :-)
ВОПРОС: Беретесь повторить на шелке? Не настаиваю, чтобы это проделали на деле, поверю на слово. Только два условия:
1. Шелк должен быть обычным, легко доступным (в конце концов, это просто наволочка :-)
2. Традиционная технология должна быть соблюдена полностью (естественные красители - как видите, здесь только три базовых цвета: синий, коричнево-желтый, зеленый), не более двух оттенков за одну проходку; двустороннее резервирование и т.д., и т.п.

Highlights: Batik traditions & designers


Такой батик с 1920-х годов делает проживающее близ города Пекалонган (Центральная Ява) семейство Уи (как видно из фамилии - этнические китайцы). Впрочем, в индонезийском батике китайцы представлены очень широко - особенно в таких, как Пекалонган, городах "песисира" (побережья), где издавно и народы, и культурные традиции перемешивались.
Поэтому до сих пор батик песисира отличает склонность к экспериментам, новым дизайнам - или же, наоборот, следование какой-то своей узкой традиции, часто лежащей в стороне от того, что можно назвать "мейнстрим".
Вот уже на протяжении почти века семейство Уи рисует, в основном, букеты. Вот такие.

158.98 КБ

Сначала полотно выписывали из Голландии (все начиналось еще при колонизаторах), потом ткань нужного качества научились делать и в самой Индонезии…
Кстати, для тех, кто интересовался ценой: эта (первая фото) "наволочка" (точнее, ее половина) обошлась мне в 50 долларов. Правда, чистота эксперимента была нарушена: с одной стороны, я не торговался (нынешняя мадам Уи - третье поколение…

71.39 КБ

…и так потратила на меня немало времени. С другой - я просто выбрал понравившийся мне рисунок из "остатков", а обычно Уи работают на заказ. Вот только ждать приходится от восьми месяцев до года… Учитывая число проходок и то, что технология соблюдается полностью, это совершенно неудивительно.
Полностью мою коллекцию "батиков от Уи" можно посмотреть ЗДЕСЬ.   
В этом альбоме, кстати, поэтапно показан процесс окраски (2-11 снимки).

89.25 КБ

По соседству - ЗДЕСЬ - можно посмотреть переснятую с разрешения автора лучшей, на мой взгляд, книги об индонезийском батике ("Батик: игра света и теней") Ивана Тирты (он упоминался в первом посте - ЗДЕСЬ, там же есть фото его самого) приложение к книге "ГАЛЕРЕЯ: коллекция узоров и дизайнов". Оно сопровождается детальными пояснениями (я, правда, выложил пока не все, но закончу начатое при первой возможности).
Здесь - лишь один пример (как видно из пояснения ниже, мы переходим с песисира в сердце Явы - к городам Джокьякарта и Соло - немного об их истории см. ЗДЕСЬ):
City or Location of Origin: Yogyakarta, Central Java
Pattern: Parang Werang Buketan
Workshop or Atelier: The Tjing Sing
Type: Hand-drawn batik (batik tulis)
Dimensions: Kain Panjang (2.50 m x 1.10 m)
Fabric: Cotton
Dyes: Chemical
Date: 1935
Collection: Iwan Tirta
The town of Pekalongan on north coast of Java has many Chinese-owned batik workshops, as did pre-World War II Yogyakarta. The main differences between the batiks produced in these workshops was their use of patterns and color combinations.
The batiks made in the workshops of Yogyakarta - of which the atelier of The Tjing Sing was the most famous - reflect the taste of the Yogyanese. A clean white background with mostly traditional patterns such as the parang motif in soga-brown and indigo-blue is combined with bouquets of flowers as a concession to Chinese taste.

165.86 КБ

А вот ниже - уже классический образец из "столицы индонезийского батика" - города Соло (Суракарта). Спасибо инженеру Буди Сусило, его супруге Эни Нурьяти…

126.71 КБ

…и их сыну Дани - представителям еще одной династии мастеров.

160.04 КБ

В этой семье собирают, сохраняют и воспроизводят старинные дизайны, многие из которых были созданы в кратоне Суракарты, и раньше их вообще запрещалось воспроизводить за его пределами.

122.02 КБ

Этот альбом еще только формируется - все нет времени обработать и выложить только что привезенные из Соло снимки. Но кое-что там уже есть ЗДЕСЬ:  
Как нетрудно заметить, на классическом батике Соло представлены только различные оттенки коричневого и синего цветов. Если и появляется белый, то лишь в сочетании с коричневым, которые образует своего рода "пятна" на белом фоне. Так что если на схожем батике присутствует чисто белый цвет - то это уже соседняя Джокьякарта:

95.94 КБ

На этом об индонезийском батике на ближайшие несколько недель здесь все, хотя позже мы к нему не раз вернемся. Потому что тема эта неисчерпаемая, и разговор можно продолжать бесконечно, а мне еще надо сделать фотоленту о нем для РИА Новости - позвольте уж оставить кое-что "сладкое" и для нее :-)
Кому мало - можно пока посмотреть вот это "ассорти" - здесь тоже батик, всякий и разный
В заключение: еще один классический батик из кратона города Чиребон:

146.47 КБ 
 

 
UPD 15.10.10: Келантанский батик и Кино о пекалонганском 
UPD 16.03.12: Kampung Laweyan в Соло 
Tags: art, batik
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →