?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Бали это утро мира". Джавахарлал Неру в ходе визита в 1951 году
Закат на Улувату 

"Приведенные здесь детали нельзя считать применимыми ко всему острову: у каждого сообщества есть собственный кодекс, и то, что является законом в одном месте, часто игнорируется в другом. Никакие два праздника не проводятся в точности одним и тем же образом, и никакие два храма не повторяют друг друга. Общие принципы везде одни и те же, но детали различаются от места к месту и от касты к касте". José Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937

"Каждый претендующий на описание того, "как с этим обстоит на Бали", - либо невежда, либо лжец". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990

Ибо есть множество разных Бали.
Улувату 


Подавляющее большинство туристов, тусующихся в пятизвездных резервациях на отделенном от собственно Бали узким перешейком засушливом и прежде безжизненном полуострове Букит (см. ЗДЕСЬ), видят один, практически ничего общего с "настоящим Бали" не имеющий.
Толпа, заполонившая лежащий чуть к северу городок Кута, возникший в результате наплыва хиппи, а затем - и серферов несколько десятилетий назад, увидит другой.
Пляж Куты
Причем нынешние хиппи - одно, серферы (а Бали - это еще и их "Мекка") - другое. Наркоманы - третье (и часто - через решетку). Но всегда это будет нечто инородное по отношению к "настоящему" Бали.
На мой взгляд (а впервые я оказался на этом удивительном острове в 1975 году - задолго до того, как там выросли принимающие ежегодно миллионы туристов роскошные отели), последний начинается сейчас примерно в получасе езды от Куты. И состоит из множества разных "настоящих" Бали - точно так же, как имеющийся при каждом приличном балийском доме семейный храм (фото ниже) образуется из пары десятков различных строений, а каждая деревня имеет минимум три храма, причем все они - необходимы, и все они - важны. "Главного" - нет.
Семеный храм на Бали

Ну да, это я выполняю давнее обещание рассказать о главном (ну да, выше я писал, что "главного - нет". Но он есть. Это очень по-балийски :-) ) балийском храме Бесаких и показать его. Вот только сделать это невозможно без того, чтобы попутно не пояснить, что такое "балийский индуизм". В общих чертах - ибо, как пишет в своей великолепной книге "БАЛИ: Секала и Нискала", цитата из которой уже была использована в эпиграфе впервые посетивший остров в 1961 году, а позже поселившийся в одной из его деревень постоянно Фред Эйземан, "Годы назад я собирался узнать как можно больше об Индонезии. Накопив десятилетний опыт, решил ограничить исследования только Бали. Еще через десять лет подумал, что лучше сосредоточиться только на южном Бали. Пару лет назад область поиска сузилась до [деревни] Джимбаран. А сейчас становится очевидным, что надо бы сфокусироваться на южном Джимбаране".

Монотеистический индуизм
Можно сказать, что балийцы исповедуют индуизм, - и это будет правильно.
Можно сказать, что они исповедуют индонезийскую (существовавшую первоначально на Яве, а затем - только на самом Бали) версию этой религии - и это тоже будет верно.
Можно сказать, что индуизм на Бали - примерно тот же, что существовал в Индии в XV веке. Потом на индийском субконтиненте он полтысячи лет развивался, а на утонувшем в "море ислама" Бали сохранился в неизменном виде (контакты с единоверцами балийских индуистов были восстановлены лишь в 1927 году с визитом Рабиндраната Тагора). Не будет ошибки и здесь.
Но, пожалуй, точнее всего будет сказать, что балийцы исповедуют индобуддизм. А еще точнее - удивительную смесь буддизма и шиваизма.
Начнем с того, что балийский индуизм монотеистичен: над Тримурти (Созидатель Брама - Сохранитель Вишну - Разрушитель Шива) стоит соединяющий в себе и порядок, и хаос недвижимый двигатель Вселенной - Ида Санхьянг Види Васа (Ida Sanghyang Widhi Wasa), он же - Санхьянг Ачинта (или Атинтья - "немыслимый"), и все другие боги являются лишь его проявлениями и воплощениями…
Правда, о верховном боге помнят, в основном, образованные балийцы, и ему не ставят отдельных храмов, как членам индуистской Троицы и другим богам. Но все же он присутствует в каждом храме в виде изображения медитирующей мужской фигуры с языками пламени, вырывающимися из ее членов.
02a.jpg

02b.jpg

02c.jpg

Сохранившиеся сейчас лишь в некоторых районах (преимущественно на севере острова) коренные жители (их зовут "Бали-ага") были анимистами. И следы этого до сих пор видны во многих храмах Бали - например, в возможно самом старом из них: расположенном на окоеме кратера вулкана Батур на высоте в 1.745 метров над уровнем моря Пенулисане.
Пенулисан

Пенулисан

Археологические раскопки показали, что святилище там существовало еще в середине второго тысячелетия до н.э. - за две тысячи лет до прибытия индуизма на Бали.
Пенулисан

Символично уже само название места, где расположен древний храм: Пенулисан означает "место с надписью". Сам он сейчас посвящен богу гор - Санхьянг Гринате (Sanghyang Grinatha). А горы на Бали священны: там обитают боги… И на самой верхней площадке храма в Пенулисане смешались индуистские лингамы и йони, самые древние языческие мегалиты и доисторические божества, датируемые первым тысячелетием н.э.
Пенулисан

А вот первый европеец посетил этот храм лишь в 1885 году, и до сих пор здесь практически не бывает туристов… И, значит, они не смогут в ясную погоду увидеть отсюда на горизонте Восточную Яву, сыгравшую столь важную роль в истории Бали.
Ведь по настоящему индуизм закрепился на Бали с прибытием на остров в XV веке волны бежавших от победивших на Яве мусульманских султанатов аристократов и жрецов проигравших индобуддистских царств, Именно тогда "Остров богов", как сейчас часто называют Бали, и стал своего рода "островом в квадрате", превратившись в единственный оплот индуизма в захлестнувшем архипелаг исламском море.

Шиваизм с присадками Будды
Балийский индуизм сами жители острова часто называют "религией святой воды (agama tirta); а другое его чрезвычайно распространенное название - "религия Шивы-Будды". Это - еще одно напоминание о беглецах с Явы, на которой в середине второго тысячелетия существовали не только индуистские, но и буддистские царства. А порой бывало и так: царь исповедовал индуизм, а его царица - буддизм. И две религии прекрасно уживались, все больше и больше сливаясь в нечто единое.
"Единая сущность называется двумя, а именно Шива и Будда
Говорят, что они различны, но как их можно разделить?
Так учения Будды и Шивы стали одним
Они различны, но они едины, а не две [разных] истины", - гласит сочиненная на Яве много веков назад буддистская поэма Сутасома. Первые слова последней строки четверостишия - Bhinneka Tunggal Ika - можно сейчас увидеть на государственном гербе самой многонаселенной исламской страны мира - Индонезии. Этот девиз, который держит своими когтями индуистская же священная птица Гаруда, обычно переводят так: "Единство в многообразии"…
Герб Индонезии

Но я отвлекся. В балийских храмах обычно нет статуй Будды, однако встречаются и исключения. Например, ими украшен главный вход в древний храм известного своими танцевальными труппами баронг селения Батубулан ("Круглый камень"). Так и сидят там Будды, окруженные богами индуистского пантеона.
Батубулан

Батубулан

Те относительно немногие балийцы, которые исповедуют не шиваизм, а вишнуизм, считают, что Будда был последней из земных аватар Вишну (в ряду других восьми инкарнаций, считая Раму и Кришну - и осталась еще только одна). (Уточнение)
А священник шиваитов на Бали - не священник Шивы, точно так же как жрец тех немногих балийцев, что так и называют себя буддистами, не является жрецом Будды. Оба они - взаимно дополняющие друг друга индобуддисты, и намного ближе друг к другу, чем к "чистым" служителям обеих религий. Оба они могут совершать любые церемонии, за исключением того, что во время самых крупных определенные виды подношений богам должен освящать какой-то один из них.
Кстати, в этом нет ничего удивительного для Индонезии в целом. На Яве есть множество китайских храмов, где одновременно молятся и буддисты, и даосы, и конфуцианцы. И вновь никто не считает это чем-то необычным.

Назад к истокам
Яванцы и балийцы к моменту прихода на острова заморской религии в начале новой эры отнюдь не были дикарями и принимали ее не механически, а творчески, отбрасывая некоторые элементы, а другие приспосабливали к своим традиционным верованиям (и снова это касается не только индуизма и буддизма - традиционные индонезийские версии христианства и ислама тоже покажутся странными ревнителям классической обрядности. Как, впрочем, и русская масленица).
Пожалуй, самый яркий пример отброшенного в Индонезии - жесткая кастовая система (касты есть и на Бали, и они играют намного большую роль, чем это заметно туристам, но все же там далеко до творящегося в Индии кастового беспредела). Нет здесь и запрета на новые браки вдов. Да и во время употребления бифштекса на вас не только не посмотрят косо, но и частенько с удовольствием присоединятся…
А лучший пример адаптации индуизма в Индонезии - превращение традиционного "местного" духа риса в жену Вишну Деви Шри, жертвенники которой можно увидеть в каждом балийском доме и на самих созданных трудом десятков поколений рисовых террасах (см. ЗДЕСЬ).
Кстати, и во всем пантеоне женские божества в индонезийском индуизме стали играть намного большую роль, чем в Индии, отражая тем самым совершенно иное отношение к женщине на архипелаге.

Главный балийский храм
А закончу этот рассказ тем, показав главный храм Бали - расположенный на склонах самого священного вулкана острова Гунунг-Агунг ("Верховная гора"), где и обитает Ида Санхьянг Види Васа, и строго ориентированном на его пик Бесакихе.
Набитые туристами автобусы обычно прибывают туда ближе к полудню, когда облака, остановленные этой горой, чья высота достигает 3.124 метров, спускаются к самому храму (а вы, соответственно, пострайтесь приехать туда пораньше)…
Гунунг-Агунг (о.Бали)

Бесаких

И надолго там не задерживаются: впереди следующий пункт маршрута. Я подозреваю, что это делается нарочно - балийцы вообще не слишком охотно демонстрируют свои самые священные храмы толпам любопытных (тогда как любознательные и умеющие себя вести индивиды встречают самое доброжелательное отношение). Вплоть до того, что многие самые интересные и важные храмы практически не фигурируют в путеводителях.
Это относится и к практически неизвестной туристам большей части Бесакиха, который, на самом деле, представляет собой основанный еще в VIII веке комплекс трех больших посвященных Тримурти храмов, которые затем подразделяются уже на десятки и сотни более мелких (свое святилище в Бесакихе стремится иметь любая каста, любая община на Бали). Более того, в ходе проводящейся раз в десятилетие церемонии очищения Панча вали крама в Бесакихе стремится лично побывать буквально каждый балиец, чтобы освежить свуою связь с богами.
Центральный (и самый большой, в том числе - на всем Бали) храм комплекса - Пура Пенатаран Агунг - посвящен Шиве. На протяжении нескольких веков он функционировал как похоронный храм раджей Гелгел ("первых среди равных" среди семи-восьми балийских княжеств). И тогда право помолиться в нем было поистине царской привилегией.
Бесаких

Бесаких

Пройдя его и свернув налево (на северо-запад) вы попадете в святилище Вишну - Храм Стоячего Камня (Pura Batu Madeg). А поворот направо через мост приведет вас в посвященный Браме Храм Южного Моста (Pura Kiduling Kreteg).
Все они множество раз были повреждены столь частыми на Бали землетрясениями и извержениями вулканов, и сейчас состоят как из древних, так и из намного более молодых строений. Что, впрочем, никак не сказалось на царящей там совершенно особой атмосфере.
Бесаких

Бесаких

Бесаких

Бесаких

Надеюсь, мне удалось передать ее хоть в какой-то мере своими снимками.
Более детально Бесаких я покажу в отдельном посте - не обещаю, что в ближайшие дни, потому что уже завтра вернусь к рассказу об ознакомительной поездке (см. тэг FAM). Но до этого будет еще один необычный пост - специально о том, каким увидели балийский индуизм индуисты из Малайзии и самой Индии.


Comments

( 38 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
suibnecelt
Jun. 1st, 2009 11:38 am (UTC)
спасибо большое!

На Бали индуизм был уже в 8 веке?..

"А священник шиваитов на Бали - не священник Шивы, точно так же как жрец тех немногих балийцев, что так и называют себя буддистами, не является жрецом Будды. Оба они - взаимно дополняющие друг друга индобуддисты, и намного ближе друг к другу, чем к "чистым" служителям обеих религий. Оба они могут совершать любые церемонии, за исключением того, что во время самых крупных определенные виды подношений богам должен освящать какой-то один из них" - слушайте, да, ровно такое впечатление у меня создалось, когда я изучала религиозную ситуацию в Маджапахите 14-15 вв.! По книгам Пижо...
m_tsyganov
Jun. 1st, 2009 12:13 pm (UTC)
Не за что!
Насколько я понял - фрагментарно...
---
Вот я и не устаю повторять: культура Бали - это продолжение яванской... Старой яванской... :-)
(no subject) - alexthai - Jun. 1st, 2009 01:35 pm (UTC) - Expand
m_tsyganov
Jun. 1st, 2009 01:42 pm (UTC)
Спасибо!
Я стараюсь! :-)
goodbad_ugly
Jun. 1st, 2009 07:24 pm (UTC)
а в 1975 вы не фотографировали на Бали? Очень бы хотелось посмотреть
m_tsyganov
Jun. 2nd, 2009 03:06 am (UTC)
Что-то фотографировал...
Но ничего не сохранилось :-(
karabuka
Jun. 3rd, 2009 08:57 pm (UTC)
БатуБулан разве не лунный камень?
m_tsyganov
Jun. 4th, 2009 03:06 am (UTC)
Он. А что смущает?
А-а-а... Понял... Полная луна же круглая, првильно? Так что оба перевода верны :-)

Edited at 2009-06-04 03:14 am (UTC)
Re: Он. А что смущает? - karabuka - Jun. 4th, 2009 06:14 am (UTC) - Expand
Дык, ясен пень... - m_tsyganov - Jun. 4th, 2009 06:24 am (UTC) - Expand
Re: Дык, ясен пень... - karabuka - Jun. 4th, 2009 02:33 pm (UTC) - Expand
Тоже правильно :-) - m_tsyganov - Jun. 4th, 2009 03:15 pm (UTC) - Expand
karabuka
Jun. 3rd, 2009 09:05 pm (UTC)
Потрясающие (как всегда!) и рассказ и фотографии...
10 дней как вернулась с Бали...
m_tsyganov
Jun. 4th, 2009 03:08 am (UTC)
Спасибо!
М я где-то так, но, к сожадению, лишь пару ночей...
karabuka
Jun. 3rd, 2009 09:06 pm (UTC)
Первая фотография.... Не пойму, это Ulu Watu или Tanah Lot?
m_tsyganov
Jun. 4th, 2009 03:10 am (UTC)
И первая, и вторая - Улувату...
:-)
nazdarru
Jun. 6th, 2009 06:46 am (UTC)
интересно! прямо ко мне в блог со ссылкой просится! :)
сегодня-завтра рекламну :)
m_tsyganov
Jun. 6th, 2009 01:37 pm (UTC)
Спасибо!
:-)
yamashita
Jun. 23rd, 2009 07:01 am (UTC)
хорошо!

но хотелось бы прояснить один момент. Вы пишете: "...последней из земных аватар Вишну (в ряду других восьми инкарнаций, считая Раму и Кришну - и осталась еще только одна)."
Всего аватар десять - девять уже бывших и один будущий - Калки аватара. Может быть Вы то же самое имели в виду, но воспринимается всё-таки как восемь.

Хотя Кришна говорит о неисчислимости своих манифестаций-вибхути, в число которых включаются первые боги (в их числе Шива), демоны, мудрецы, но также и мистификаторы – к середине I тыс. н.э. формируется представление о 10 основных аватарах Вишну: 1) Рыба (Матсья), спасшая от потопа прародителя людей Ману, его семью, семь мудрецов-риши и Веды (сюжет заимствован из Шатапатха-брахманы); 2) Черепаха (Курма), добывшая погибшие во время потопа сокровища из мирового океана, в их числе напиток бессмертия (амрита), «корову желаний» Сурабху и богиню Лакшми (сюжет заимствован из той же Шатапатха-брахманы); 3) Вепрь (Вараха), убивший демона Хираньякшу, который вновь погрузил землю в воды космического океана, и поднявший землю на своих клыках; 4) Человеколев (Нарасинха), уничтоживший другого демона, Хираньякашипу, преследовавшего своего благочестивого сына Прахладу, почитателя Вишну, и поставившего перед богами условие, что он не может быть убит ни человеком, ни животным; 5) Карлик (Вамана), восстановивший власть над землей, воздушным пространством и небом, порабощенными демоном Бали, который добился всемогущества своими аскетическими подвигами, – сюжет восходит к ведийским представлениям о трех шагах Вишну, посредством которых он устанавливает пределы вселенной; 6) Рама с топором (Парашурама) – брахман, более двадцати раз уничтожавший мужчин-кшатриев, чтобы отомстить за убийство своего отца Джамадагни одним из царей (миф отражает соперничество сословий жрецов и воинов за приоритет под углом зрения брахманской идеологии); 7) Рама, знаменитый царевич Айдохьи, сын Дашаратхи, герой Рамаяны, выигравший войну на острове Ланка с царем демонов Раваной, который похитил его супругу, прекрасную Ситу – воплощение супружеской верности, воинского мужества и справедливого правления; 8) Кришна – еще более популярный герой эпических сказаний, родом из клана ядавов в Матхуре, спасшийся (вместе со своим братом Баларамой) от своего дяди – царя Кансы, прославившийся любовными утехами с женами и дочерьми пастухов (гопи), убивший Камсу, овладевший Матхурой, основавший новую столицу в Двараке (Саураштра), ставший союзником и наставником пандавов, произнесший перед их решающим сражением с кауравами знаменитую проповедь Бхагавадгиту на священном поле Курукшетре и случайно погибший после междоусобиц в Двараке от стрелы охотника; 9) Будда – Вишну принимает образ основателя буддизма, дабы не допустить демонов-асуров к пользованию жертвенными долями богов, соблазнив их своим нечестивым учением, отрицающим веру в Веды и священные обряды (позднее разрабатывается версия, согласно которой Вишну стал Буддой, чтобы положить конец жертвоприношениям животных – Гитаговинда); 10) Калкин-Вишнуяшас – Вишну будущего времени («эсхатологическая аватара»), отчасти напоминающий будущего Будду – Майтрею, который явится в конце нынешней мировой эпохи кали-юги верхом на белом коне с мечом в руке, дабы покарать «варваров» и «воссоздать землю для дваждырожденных».


m_tsyganov
Jun. 23rd, 2009 07:16 am (UTC)
Спасибо большое! Тащу в текст...
Но тоже хотелось бы прояснить: я опять тут практически не пишу. Я тут пересказываю специалистов :-)

Edited at 2009-06-23 07:18 am (UTC)
Борис С. - (Anonymous) - Feb. 18th, 2010 05:47 am (UTC) - Expand
Re: Борис С. - yamashita - Feb. 18th, 2010 07:59 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Sep. 21st, 2010 08:04 am (UTC)
Храмы Бали: КАМЕННОЕ КРУЖЕВО ХРАМА БЕДЖИ (репост)
User m_tsyganov referenced to your post from Храмы Бали: КАМЕННОЕ КРУЖЕВО ХРАМА БЕДЖИ (репост) saying: [...] ственных "храмов". C другой - я же не раз вас предупреждал, что на каждое правило на Бали тут же найдется с десяток исключений. А если покопаться не торопясь, то и с сотню или даже с тысячу :-) Одно такое исключение - расположенные в деревушке Сангсит в восьми километрах к востоку от столицы "северного Бали" (ныне - кебупатен Булелен) Сингараджи (КАРТА) и построенные из розового (когда-то) песчаника еще в XV веке каменные джунгли посвященного Деви Шри храма Беджи, которые за прошедшие века не только покрылись и настоящими джунглями из травы и даже кустов, но и обзавелись какой-то совершенно особенной атмосферой.   Я уже после первого свидания уверенно отношу к первой тройке самых… нет, не красивых… Не роскошных… Не интересных… Самых, пожалуй, сильных по эмоциональному воздействию на всем острове - наряду с Пенулисаном, что на западном краешке кальдеры Батур (чуть-чуть есть ЗДЕСЬ [...]
pingback_bot
Nov. 19th, 2010 12:17 pm (UTC)
НА ФИГА КОЗЕ БАЯН, А РЕБЕНКУ - БАЛИ-2
User claricezp referenced to your post from НА ФИГА КОЗЕ БАЯН, А РЕБЕНКУ - БАЛИ-2 saying: [...] видами с главного храма острова - Бесакиха, расположенного на горе-вулкане Агунг [m_tsyganov: ЗДЕСЬ [...]
pingback_bot
Nov. 22nd, 2010 02:06 pm (UTC)
НА ФИГА КОЗЕ БАЯН, А РЕБЕНКУ - БАЛИ-2
User anitavk referenced to your post from НА ФИГА КОЗЕ БАЯН, А РЕБЕНКУ - БАЛИ-2 saying: [...] видами с главного храма острова - Бесакиха, расположенного на горе-вулкане Агунг [m_tsyganov: ЗДЕСЬ [...]
pingback_bot
Nov. 22nd, 2010 02:06 pm (UTC)
НА ФИГА КОЗЕ БАЯН, А РЕБЕНКУ - БАЛИ-2
User coralag referenced to your post from НА ФИГА КОЗЕ БАЯН, А РЕБЕНКУ - БАЛИ-2 saying: [...] видами с главного храма острова - Бесакиха, расположенного на горе-вулкане Агунг [m_tsyganov: ЗДЕСЬ [...]
pingback_bot
Jan. 31st, 2012 05:56 am (UTC)
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ГАЛУНГАН или ВСЕ БОГИ В ГОСТИ К НАМ
User i_cherski referenced to your post from САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ГАЛУНГАН или ВСЕ БОГИ В ГОСТИ К НАМ saying: [...] празднуют в честь сотворения мира верховным божеством балийского индобуддизма САНХЬЯНГ ВИДИ ВАСОЙ [...]
pingback_bot
Mar. 12th, 2012 01:59 pm (UTC)
СНОВА СЛОВО О КАЛЕНДАРЕ или С НАСТУПАЮЩИМ 1934-м! (1)
User abyssman referenced to your post from СНОВА СЛОВО О КАЛЕНДАРЕ или С НАСТУПАЮЩИМ 1934-м! (1) saying: [...] жет нам об этих самых двух календарях: Не очень понятно? Тогда вот вам пояснение Фреда Эйземана [...]
pingback_bot
Mar. 12th, 2012 04:54 pm (UTC)
СНОВА СЛОВО О КАЛЕНДАРЕ или С НАСТУПАЮЩИМ 1934-м! (1)
User eredraug referenced to your post from СНОВА СЛОВО О КАЛЕНДАРЕ или С НАСТУПАЮЩИМ 1934-м! (1) saying: [...] жет нам об этих самых двух календарях: Не очень понятно? Тогда вот вам пояснение Фреда Эйземана [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 38 comments — Leave a comment )

Profile

Brbdr
m_tsyganov
Михаил Цыганов
КАРТА БЛОГА

Counter

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson