Михаил Цыганов (m_tsyganov) wrote,
Михаил Цыганов
m_tsyganov

Categories:

БАЛЛАДА О КРИСЕ-1: КРИС БЕЗ ТАЙН & FAQ

"На этот момент в Голландии, должно быть, в личной собственности находятся тысячи крисов. Однако надежной литературы по сути вопроса не существует… В (каталогах) публичных библиотек нет ни одного названия, посвященного крисам". David van Duuren, The Kris
Мои крисы
*1
Тайнам и загадкам, связанным с этим наиболее известным оружием Индонезии, будет посвящен отдельный пост (а то, что я уже писал о них - см. соответствующим ТЭГОМ). Ну, а здесь - факты и мнения (достаточно авторитетные) для первого детального знакомства.
Крисы из моей коллекции
*1

Прежде всего, давайте разберемся с написанием и звучанием: по-индонезийски это слово пишется keris, но, как обычно бывает в этом языке в подобных случаях, вторая буква не читается, откуда и взялось европейское kris.
Соответствующую категорию (например, кинжал или меч?) для него подобрать тоже достаточно сложно: во-первых, как утверждают специалисты, в Европе никогда не ковалось ничего подобного; а, во-вторых, размеры криса могут самыми различными: от крошечных женских, которые можно спрятать даже в прическе, и которые не "тянут" даже на кинжал; до более длинных, чем многие мечи:
Самый большой крис?

Самый большой крис?

Правда, бапак Бамбанг - о нем ниже - считает "нормальной" для криса длину клинка от 33 до 38 сантиметров, относя более мелкие и более длинные (в частности, он приводит пример южнофилиппинского длиной клинка 58 см) к категории "не-то-чтобы-совсем-уж-крисов" :-) Даже если они отвечают всем остальным параметрам, о которых тоже ниже).
Да, и еще одно предварительное замечание. Как вы уже наверное заметили, перед каждым фото стоит * и с цифрой. Она означает место съемки:
*1. Моя коллекция
*2. Музей пусак в Таман-мини (см. ТЭГ TMII)
*3. Музей Бали (г.Денпасар)
*4. Музей Сумеданга (см. ЗДЕСЬ)
*5. Реставрированные крисы с Ломбока (балийские)
*6. Лавка на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*7. Все остальные места :-)
Крис из Сурабаи
*7
Для определения того, что именно является крисом, а что - нет, я - для начала - воспользуюсь четырьмя критериями, предлагаемыми ведущим специалистом в данной области - специалистом знаменитого амстердамского Royal Tropical Institute David van Duuren в его книге The Kris (Нидерланды, 1998):
TheKris
Вот они:
1. Основание клинка асимметрично: его передняя (по отношению к держащей руке) часть сходит к кисти намного круче, чем заканчивающаяся у основания намного более длинным выступом задняя.
2. Клинок всегда обоюдоострый.
3. Клинок у основания заканчивается коротким круглым стержнем, который вставляется в рукоять (в большинстве случаев стержень куется вместе с клинком и под небольшим углом к его оси). Исключение: протокрис, о который речь пойдет ниже (он куется сразу с рукоятью).
4. Рукоять всегда не просто функциональна, а что-то изображает (хотя это что-то может быть и абстрактным понятием).
А теперь мы поверим не только разумом гармонию, но и западные стандарты - родными индонезийскими, и возьмем в руки изданную в 2004 году "Энциклопедию криса" уже упоминавшегося выше бапака Бамбанга Харшринуксмо:
Крис
И найдем там четыре других критерия:
1. Крис всегда состоит из двух частей: собственно клинка (включая pe(k)si - особый штырь, к которому крепится рукоять) и "накладки" ganja(h) - металлической "планки" у основания клинка (о них подробнее во второй части).
2. Ось клинка всегда несколько наклонена по отношению к ganja(h) [что это такое, я расскажу в следующем посте; в общем - к оси рукояти], а не является ее продолжением.
Крисы из музея в Сумеданге (З.Ява)
*4
"Подобное наклоненное или склоненное положение клинка является отражением характерной черты яванцев и других народов Индонезии, считающих, что каковы бы ни были ранг и положение человека, он всегда должен быть склоняющимся и уважительным, и не только по отношению к Творцу, но и к себе подобным", - пишет бапак Бамбанг.
3. О чем я уже упоминал - длина клинка от 33 до 38 см.
4. Хороший крис должен быть сделан минимум из двух, а лучше - из трех материалов: железа, стали и материала для памора (о последнем также речь пойдет в следующем посте).
Как видите, критерии совершенно иные, однако в большинстве случаев крисы, о которых я буду рассказывать дальше, будут отвечать и тем, и тем.
Аллюзия: кстати, кому вообще больше верить в подобных случаях - достаточно сложный вопрос. Все же, когда речь заходит, скажем, о химическом составе, я склонен больше верить западным специалистам. В остальных - местным. Например, г-н van Duuren уверен, что на Форесе крисы не встречаются. Но… вот вам мой добрый знакомый - староста деревни Мело (о ней - ЗДЕСЬ):
Крис на Флоресе

Крис на Флоресе
О происхождении крисов и их возрасте в Европе высказывалась масса гипотез (я не буду говорить здесь об индонезийских легендах (легендах?), которых не просто масса, а невообразимо много): и что его форма в стилизованном виде повторяет распятие, которое показали мастерам португальские миссионеры; и что она имеет в основе бичи из хвостов скатов; и что все крисы - волшебные, и в них обитает бессмертная душа; и т.д., и т.п. Особенно изячна мысля о том, что крисы с их простой системой крепления рукояти происходят от копий: мол, так разбитые армии могли быстрее бегать - ценный металлический наконечник снимается быстро, а древко просто выбрасывается. И - драпака! :-)
(Как вы видели выше, одним из критерием криса является наклон клинка к оси крепления. Ну, а теперь представьте себе, как удобно пользовать подобным копьем… )
Но бесспорно, что распространенные не только на значительной части территории собственно Индонезии, но и по всей Малайзии, а также на юге Таиланда и Филиппин (и даже - в Камбодже и во Вьетнаме) крисы появились на свет на Яве - именно оттуда родом самые старые образцы.
Согласно яванским хроникам, первые крисы выковал еще в 228 году н.э. святой кузнец Рамади. Как считает г-н Duuren, основываясь на своих критериях, ни на одном из тысяч барельефов Борободура (см. ЗДЕСЬ), отображающих все стороны жизни тогдашнего общества (суда, например, там найдешь без труда - см. ЗДЕСЬ), ничего похожего на крис нет.
(Вот ЗДЕСЬ - неслабая коллекция изображений крисов на построенном вскоре Борододура Прамбанане).
Однако бапак Бамбанг, исходя из своих критериев криса, находит его на Борободуре без труда - и не один! (Автор "Энцикопедии криса" вообще считает, что первые были сделаны на Яве примерно в VI-VII вв. н.э.) И не только на Борободуре (и Прамбанане): оба автора согласны с тем, что на вот этом барельефе на чанди Сукух в предгорьях горы Лаву (см. ЗДЕСЬ) на границе Центральной и Восточной Явы (СУКУХ и чанди ЧЕТО - последних индуистских памятниках на Яве - буду рассказывать отдельно) мы видим кузнеца-Биму (о нем - ЗДЕСЬ), кующего именно крис.
Чанди Сукух: Бима кует крис
На этом барельефе Бима кует прямой крис,…
Чанди Сукух: Бима кует крис

…безымянный для нас помощник (справа) раздувает меха,…
Чанди Сукух: Бима кует крис

…а Ганеша (см. ЗДЕСЬ), как ему и подобает, помогает обоим преодолеть препятствия.
Чанди Сукух: Бима кует крис

А при чем тут собачка в руках Ганеши? А мы не знаем… Мы вообще много чего не знаем о крисах, и кое-какие из подобных загадок я назову в четвертой части - ТАЙНЫ КРИСА.

"Протокрисы" (которые, как утверждает г-н Duuren, в Индонезии называют keris Majapahit - по имени империи, контролировавшей весь нынешний Индонезийский архипелаг, а порой - и кое-какие другие государства - не буду напоминать, чтобы не напоминать этим некоторым об их печальном древнеколониальном прошлом :-) в то время, как бапак Бамбанг решительно возражает, уверяя, что выражение keris Majapahit используется лишь на Западе :-) а сам называет "протокрисы" keris sajen или keris sesaji), …
Крисы из музея в Сумеданге (З.Ява)
*4
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
…отвечают практически всем критериям "полного" криса, кроме третьего у западного специалиста и второго у индонезийского. Действительно, "прото-": угловатая фигура на рукояти напоминает изваяния, характерные сейчас для Калимантана и Сулавеси, а никак не Явы…
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
Судя по всему, "протокрисы" положили начало полноценным крисам со съемной рукоятью, однако форма первых уже настолько устоялась в традиции, что позже их продолжали ковать параллельно с ними (как минимум, до конца XIX века) - видимо, для применения в качестве амулетов (как считает van Duuren)… Бапак же Бамбанг рассказывает, что использовались они преимущественно для религиозных церемоний на уровне деревни, что и объясняет достаточно примитивную для криса форму и работу: особенно с ними явно не возились…
Самый старый уверенно датируемый крис, много лет назад подаренный голландскому врачу яванским князем, сына которого он вылечил, потерян. Но дата - 1342 год - сохранилась…

А в заключение - несколько часто задаваемых вопросов (FAQ) о том, что такое НАСТОЯЩИЙ крис:
1. Правда ли, что он бывает только пламевидный? Нет. Есть масса настоящих, но совершенно прямых крисов.
Крисы из музея в Сумеданге (З.Ява)
*4
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
Но уж если он имеет изгибы, то их число непременно будет нечетным. Причем бапак Бамбанг считает "настоящими" крисами только те, что имеют от 3 до 13 изгибов (как из правильно считать, расскажу в одном из последующих постов). Хотя это далеко не предел:
Крисы из музея в Сумеданге (З.Ява)
*4
И даже:
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
Кстати, об изгибах, которые по-явански называют luk (не "люк", а "лук" :-) Думаю, это совпадение (лук, из которого стреляют, ведь тоже изогнут, правда?) не случайно: санскрит? Ау, знатоки!)
2. Правда ли, что настоящий крис куется только с применением метеоритного железа? Нет. Главное - это соблюдение "эмпУ" (мастером-кузнецом) всех духовных норм, мантры и молитвы, а не химический состав металлов :-)
Хотя после многие знаменитые крисы были, действительно, выкованы именно с использованием метеоритного железа, но об этом подробнее - в следующем посте.
3. Правда ли, что крис обычно отравлен? Полный бред. Крис, КАК ПРАВИЛО, НЕ бывает отравлен (хотя нельзя исключить, что "где-то кое-кто у них порой" и делал это). Миф, скорее всего, родился вследствие того, что крисы, действительно, обрабатываются мышьяком - но не для того, чтобы отравить клинок, а чтобы "проявить" памор (что это такое - в следующем посте).
Аллюзия: все дело в том, что крису просто не надо быть отравленным для того, чтобы оставаться смертоносным. Если его используют как колющее оружие, то поворот клинка на 90° перед извлечением из раны в сочетании с влажным экваториальным климатом практически гарантирует, что раненый уже не поправится.
Ну, а если крис применять как режущее оружие, то (в случае с пламевидным клинком) включается эффект пилы, и даже крис стандартного (по бапаку Бамбангу размера) без труда перерезает позвоночный столб и сносит голову с плеч…
Однако бапак Бамбанг упорно отрицает, что крис вообще создавался с целью смертоубийства и настаивает на его исключительно духовном предназначении (полагаю, что бапак здесь все же несколько увлекся - ведь известны специальные "крисы палача" :-) Хотя некое зерно, бесспорно, имеется…)

А вот это, между прочим, тоже крисы:
Крисы на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*6
Крисы на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*6
Только они не отвечают одному из канонов (не критериев, а именно камонов - p(e)rabot: подробнее в следующем посте), коих, как известно, ровным счетом 240, и бапак Бамбанг относит их к категории keris owah-owahan:
Крисы из моей коллекции
*1
Крисы из моей коллекции
*1
Крисы на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*6
Крисы на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*6


Следующие части:
Баллада о крисе-2: ПАМОР - ДУША КЛИНКА
Баллада о крисе-3: КЛАССИФИКАЦИЯ - THE DEVIL IS IN THE DETAILS
Баллада о крисе-4: БАЛИЙСКИЕ КРИС И КУЗНЕЦ + Крис в балийском танце барис
Баллада о крисе-5а: ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ-1. БАРОНГ И ТРАНС
Баллада о крисе-6: НЕ ТОЛЬКО КЛИНОК…
Баллада о крисе-7: ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО "ПОЧЕМУ" И "КАК", а главное - "ГДЕ?"
Баллада о крисе-8: НЕ ТОЛЬКО КРИС...
Баллада о крисе-9: ЕЩЕ РАЗ - КАК КУПИТЬ КРИС
Баллада о крисе-10: Коллекция бапака Неки (Музей в Убуде)
Баллада о крисе-11: Мадурские крисы от бапака Неки

Баллада о крисе-12: Бапак Нека ставит крисы - свои и мой
Баллада о крисе-13: "Приручаю" балийский крис
Еще коллекции:
Музей Мулавармана (Тенгарон, Вост. Калимантан)
Крисы Южного Сулавеси

Крис с Сабаха (Малайзия)

Не только крис:
КЛЕВАНГ
КУДЖАНГ
МАНДАУ
РЕНЧОНГ
Иланг Сакуит - меч охотников за головами
СУМПИТАН

Чужие крисы:
Отличная (хотя и не без мелких неточностей) СПРАВКА
от kotomysh;
Манголоюдо: и крис, и сабля
Крис Рембрандта и другое оружие ЮВА
Tags: book, craft, history, java, keris, religion
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments