Михаил Цыганов (m_tsyganov) wrote,
Михаил Цыганов
m_tsyganov

Categories:

БАЛЛАДА О КРИСЕ-2: ПАМОР - ДУША КЛИНКА

"Два вида искусства: одним занимаются женщины, работающие с податливым материалом; другим - мужчины, работающие с твердым; и оба они в равной степени таинственны. Однако социальное положение кузнеца было выше, чем у ткачихи… В султанатах Джокьякарты и Суракарты (Соло) они были связаны с кратоном, царским дворцом. Но любопытно, что мастерские этих занимавших высокое положение людей совершенно не отражали их положение. Кузни (по крайней мере, в XIX веке) были достаточно незамысловатыми местами, состоявшими из открытого очага и пары мехОв. Также имелась наковальня, рабочая скамья и несколько молотков, резцов и щипцов". David van Duuren, The Kris
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
Честно признаюсь, что я немного сжульничал: готовя вот ЭТОТ ПОСТ об Api Kayangan - Божественном огне в местечке Дандер на Восточной Яве, я не показал вот этот снимок:
Кузня эмпу Супагата 

Между тем, это и есть та кузня, в которой эмпу империи Маджапахит по имени Ки Криякусума (он же - эмпу Супагат) ковал крисы… В том числе - свой самый знаменитый крис Дапур Джангкунг Лук Телу Буонг Пок Гонджо - уф!
Как видите, и впрямь - никаких изысков:
Кузня эмпу Супагата

И снова: воцарившийся на Яве ислам не мешает яванцам чтить память великого мастера-"язычника". И даже приносить сюда жертвы:
Кузня эмпу Супагата

Запомните сразу: изготовление криса - в намного большей степени ритуал, чем технологический процесс. Были эмпу, которые работали только на рассвете. Были и те, которые наносили по лучшим клинкам каждую неделю только один удар… Но о ритуальных аспектах мы подробнее поговорим в пятом посте, который будет специально посвящен загадкам и тайнам крисов.
Крисы на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*6
Вот лучшее объяснение предшествовавших ковке процессов, которое мне удалось найти: "Чистое железо не обладает само по себе прочностью и жесткостью - качествами, которые мы обычно связываем со сталью. Железная руда в различных формах состоит из природного железа в смеси с кислородом (по сути, ржавчины) и другими примесями. Первой задачей кузнеца является выплавить эту руду, освободив кислород, чтобы получить слиток чистого железа, с которым можно работать. Но крис из железа для ковки был бы не лучше оружия бронзового века. А посему навыки и волшебство кузнечного ремесла представляла трансформация железа для ковки в сталь.
До наступления века технологий изготовление стали требовало применения высочайших навыков, целю которых было добиться практически парадоксального сочетания качеств: прочности и жесткости. Сталь - это сплав: железо с небольшими добавками других металлов и углерода… Но ключевым ингредиентом является углерод. И всего лишь полпроцента больше и меньше углерода, чем надо, дало бы сталь, которая была бы либо чересчур хрупкой, либо слишком мягкой". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala (еще одна книга, обложку которой выложу, разобравшись со сканером).
Всего полпроцента… И - на глазок…
Изготовление ножен

Технология ковки неплохо показана ЗДЕСЬ, а потому я не буду останавливаться на ней детально. Достаточно сказать, что, как пишет бапак Бамбанг, мало-мальски приличный крис сейчас должен быть результатом обработки, как минимум, 64 слоев; средний - 128-ми, а хороший - от 200 и выше.
Вот в процессе ковки этих многочисленных - и разных по своему составу слоев! - и появляется такой вот рисунок:
Крисы из моей коллекции
*1 Это и есть памор…
Сколько существует видов криса, не знает никто. Достаточно сказать, что та самая уже не раз упоминавшаяся выше "Энциклопедия криса" бапака Бамбанга Харшринуксмо насчитывает 630 страниц.
Проще всего разделить крисы по dapur (форме): на keris luk (пламевидный) и keris bener (прямой).
Значительно сложнее с памором: лишь базовых узоров насчитывается пять - как братьев-Пандавов (о них - ЗДЕСЬ), и на Центральной Яве их порой так и называют: "пять братьев Пандавов" ("Энциклопедия криса" датирует происхождение памора, как минимум, VII веком н.э.)
PamOr - это нанесение на сталь вот такого муарового узора, что по-английски называется damascening (слово неудачное и вводящее в заблуждение: во-первых, технология изготовления криса - ручная ковка множества слоев - имеет мало общего с дамасской сталью (см. ЗДЕСЬ), узор на которой получался в результате химического процесса; во-вторых, дамасские мастера работали с готовой сталью, привезенной из Индии, тогда как в Индонезии все делали сами :-) Ну, богатое никелем железо доставляли с Сулавеси, так это тоже Индонезия. А потом рядом с Прамбананом в конце XVIII веке упали сразу нескольких крупных железных метеоритов с высоким содержанием никеля (бапак Бамбанг, правда, пишет, ссылаясь на последние анализы, что не никеля, а титана), и стало совсем хорошо :-)

Кстати, сохранившийся самый первый кусок (его зовут Кандженг Кьяи Памор, причем "кандженг" и "кьяи" - это титулы) был доставлен в кратон Соло 13 февраля 1784 года по прикуазу сусухунана Пакубувоно III и до сих пор хранится, и ему до сих пор приносят жертвы. Как говорят местные жители, Кьяи Памор постепенно уменьшается в размерах…
Кусок мететорита в кратоне Соло
Ближе всего по технологии стоит, пожалуй, японская катана, тоже "слепленная" из множества (на лучших образцах - тысяч) слоев металла… И потому индонезийское значение удачнее английского damascening: pamor означает "смешивать" или "объединять". Оба глагола к месту: смешать множество слоев металла разного состава, а затем объединить их во время ковки…

Причем хороший мастер СОЗНАТЕЛЬНО "проявлял" на клинке тот или иной вид памора. Памор tiban ("наугад") - удел подмастерий… (В этом, кстати, еще одно отличие памора от дамасской стали. Яванцы - большие эстеты :-)
Вот еще несколько видов памора:
Крис из Сурабаи
*7
Крисы из музея в Сумеданге (З.Ява)
*4
Крисы из музея в Сумеданге (З.Ява)
*4
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
Крисы из Музея пусак (Джакарта)
*2
Крисы из моей коллекции
*1

*5
Крисы на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*6
Крисы на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*6
И все это разнообразие имеет свои имена: тут и "волосы, стоящие дыбом", и "сидящие кузнечики", и "рассыпанной рис", и "листья пальмы"… В общем, имя им - легион, и дальше углубляться в эту тему я не буду…
Повторяю индекс фото:
*1. Моя коллекция
*2. Музей пусак в Таман-мини (см. ТЭГ TMII)
*3. Музей Бали (г.Денпасар)
*4. Музей Сумеданга (см. ЗДЕСЬ)
*5. Реставрированные крисы с Ломбока (балийские)
*6. Лавка на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*7. Все остальные места :-) 
 
 Следующая часть - БАЛЛАДА О КРИСЕ-3: КЛАССИФИКАЦИЯ - THE DEVIL IS IN DETAILS - ЗДЕСЬ

Tags: book, craft, history, java, keris, religion
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments